Бакалавр
Суббота, 08.08.2020, 15:30
Меню сайта

Категории раздела
Мои файлы [57]
Архивы [147]
А.Н.Юрьев. Типы и стили речи [12]
А.Н.Юрьев. Русский язык для физиков: Хрестоматия [43]
Л.Л. Нелюбин. История науки о языке [80]
В.М.Алпатов. История лингвистических учений [42]
Конституция РК [9]
А.Г.Диденко. Гражданское право [0]
Социология [15]
Толковый словарь русского языка [251]
Финасовый словарь [29]
Новейший философский словарь [244]
Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл.
Алиева М.Б., Юрьев А.Н. Введение в педагогическую профессию [22]
Учебное пособие по специальности бакалавриата 5В011900 – Иностранный язык: два иностранных языка
Юрьев А.Н. Русский язык в таблицах [1]
Русский язык в таблицах
Белая Е. Н. Теория и практика межкультурной коммуникации [50]
Виды письменных студенческих работ [9]
Религоведение [2]
Библия, Библия для детей
Шпаргалки [4]
шпаргалки по всем дисциплинам
Экономика [6]
Учебники по экономике
Медицина [11]
Словари [13]
Психология [10]
Акимова В.И. Русские народные говоры на территории Алматы и области (Хестоматия) [8]
Иностранный язык [1]
Professional English [8]
Программирование [3]
учебные материалы
Китайский язык [5]
Немецкий язык [3]
Русский язык [7]
Латинский язык [8]
Логика [5]

Поиск

Вход на сайт

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


§ 4. Понятие плана, его типы, формы.Составление вопросного, назывного и тезисного плана
05.09.2013, 22:04

В учебных целях студентами широко используются такие виды записей, как план, тезисы, конспект.

План  - самый короткий вид записи. В нем только перечисляются вопросы, освещенные в выступлении, в книге.

При составлении плана необходимо разделить текст на части и уловить связь между этими частями. К каждой части ставится вопрос (вопросительный план) или дается заглавие в виде  короткого назывного предложения (назывной план). Если предложения взяты из текста, план называется цитатным. Формулируя заголовки, надо обдумать содержание каждой составной части, найти ее основную мысль. В простом плане его составные части нумеруются подряд. При составлении сложного плана текст делится на крупные части, а каждая часть – на более мелкие.

Тезисы – кратко сформулированные основные положения текста. Они передают   содержание текста в той логической последовательности, которая ведет к доказательству главной мысли, но может не совпадать с последовательностью изложения материала в тексте. Для составления тезисов необходимо, прежде всего, внимательно прочитать текст, продумать его содержание, найти основную идею, проследить главные положения.

Тезисы могут быть цитатными, свободными (авторская мысль изложена своими словами), смешанными (цитаты и свободное изложение авторской мысли чередуются).

Конспект – самая развернутая форма записи. Конспект должен соответствовать плану текста. Поэтому сначала составляется план, а потом пишется конспект. Из каждой части текста записываются те мысли, факты, которые раскрывают смысл текста, его заголовок. Детали при этом опускаются.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое план?

2. Что надо знать при составлении плана?

3. Что такое тезисы?

4. Какие бывают тезисы?

5. Что такое конспект?

Задание 1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: 1. На какой основе, по мнению автора, строится культура? 2. Что, по его мнению, дает человечеству каждое обращение к прошлому? 3. Что, по словам автора, тормозит развитие общества?

Прошлое – будущему

Одна из величайших основ, на которой зиждется культура, – память. В создании культуры участвуют многие поколения людей…

Культура передается из поколения в поколение, накапливается.

В памяти отдельного человека и в памяти общества сохраняется преимущественно то, что нужно, доброе – активнее, чем злое. С помощью памяти накапливается человеческий опыт, образуются традиции, трудовые и бытовые навыки, семейный уклад, общественные институты, развивается эстетический уровень восприятия и творчества, создается знание.

Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени… В этом ее величайшее нравственное значение.

Культура личности формируется в результате деятельности памяти одного человека, культура семьи – как результат семейной памяти, культура народа – народной памяти. Но мы уже давно вступили в эпоху, когда для общей культуры отдельного человека, общества и народа нужда деятельная, творческая память всего человечества. И подобно тому, как культура семьи не уничтожает, а совершенствует культуру личности, так и культура всего человечества совершенствует, возвышает, обогащает культуру каждого отдельного народа.

Каждый культурный подъем в истории, так или иначе, связан с обращением к прошлому. Сколько раз, например, человечество обращалось к античности? И каждое обращение обогащало современность всегда.

…А что давало каждому народу обращение к национальным корням? Если это обращение не было продиктовано узким национализмом, оно было плодотворным.

Ведь каждое обращение к старому в новых условиях было всегда новым. Обращение к старому, возрождение старого, его сохранение – это не отказ от нового, это новое понимание старого, своих корней, это ощущение себя в истории. Задержку в развитии создает не приверженность истории, а отказ двигаться вперед (По кн.: Д.С.Лихачев. Прошлое – будущему).

План в форме вопросительных предложений

План в форме тезисов

План в форме назывных предложений

 1. На какой основе создается культура?

 1. Так как культура передается из поколения в поколение, память – одна из величайших основ культуры

 1. Основа культуры

 2. Что преимущественно сохраняется в памяти человека и народа в целом?

 2. Память народа и отдельного человека чаще сохраняет доброе, чем злое

 2. Память народа и отдельного человека

 3. Что создается, формируется, накапливается с помощью памяти?

 3. С помощью памяти создается все полезное, чем располагает сегодня человеческое общество

 3. Человеческое общество и память

 4. В чем величайшее нравственное значение памяти?

 4. Нравственное значение памяти заключается в том, что она противостоит уничтожающей силе времени

 4. Нравственное значение памяти

 5. Как культура семьи и народа в целом влияет на культуру отдельного человека?

 5. Культура семьи и народа в целом совершенствует и обогащает культуру отдельного человека

 5. Культура семьи и народа в целом и ее положительное влияние на культуру отдельного человека

 6. С чем так или иначе связаны различные эпохи культурного подъема в истории человечества?

 6. Каждый культурный подъем в истории человечества, так или иначе, связан с обращением к прошлому, например, к античности

 6. Античность и ее влияние на историю культуры более поздних эпох

 7. При каких условиях плодотворно обращение к своим национальным корням?

 7. Обращение к национальным корням народа всегда плодотворно, если в нем отсутствуют националистические тенденции

 7. Условия, при которых плодотворно обращение к своим национальным корням

 8. Как автор объясняет целесообразность и полезность обращения к прошлому в новых условиях?

 8. Обращение к прошлому в новых условиях дает нам возможность ощутить свои корни и осознать себя в истории

 8. Целесообразность и полезность обращения к прошлому в новых условиях

Примечание:

1. План в форме вопросительных предложений нацеливает на поиск основной информации, заключенный в тексте. Полные ответы на вопросы отражают основную информацию текста и соответствуют плану в форме тезисов.

2. В плане в форме тезисов каждый пункт оформляется как предложение, раскрывающее основную информацию соответствующей части текста. Эта форма плана наиболее динамична и информативна. Планы в форме вопросительных предложений и тезисах используются тогда, когда надо составить план уже имеющегося текста.

3. В плане в форме назывных предложений перечисляются основные проблемы, о которых идет речь в тексте. Эта форма плана используется в тех случаях, когда нужно подготовить выступление и наметить основные вопросы, которые необходимо осветить.

Задание 2. Прочитайте текст. Составьте планы в форме вопросительных и назывных предложений.

Экология культуры

…Человек живет в определенной окружающей среде. Загрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству. Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, отдельными странами, учеными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоемы, леса, чтобы сохранить животный мир нашей планеты, спасти перелетных птиц и морских животных. Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также природу, которая дает людям возможность эстетического и нравственного отдыха. Целительная сила природы хорошо известна.

Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни. А  между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, но даже и не поставлен нашей наукой как нечто целое и жизненно важное для человека, хотя сам факт воспитательного воздействия на человека его окружения ни у кого не вызывает ни малейшего сомнения.

Итак, в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов экологии культурной. И нет между ними пропасти, как нет четко обозначенной границы между природой и культурой.

...Человек воспитывается в определенной, сложившейся на протяжении многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков. История открывает ему окно в мир.

Жить там, где жили революционеры, поэты и прозаики великой русской литературы, жить там, где жили великие критики и философы, ежедневно впитывать впечатления, которые так или иначе получили отражение в великих произведениях русской литературы, посещать квартиры-музеи – значит, обогащаться духовно.

…Любящий свою родину человек не может не испытывать нравственной ответственностью перед людьми будущего, чьи духовные запросы будут все множиться и возрастать (По кн.: Д.С.Лихачев. Заметки о русском).

Задание 3. Прочитайте текст. Составьте план в форме назывных предложений и тезисов.

Искусство и религия

Некоторые высокохудожественные произведения помимо своего прямого назначения имели зачастую и некий зашифрованный смысл, отражая религиозные представления усуней, их мировоззрение. К ним относится каргалинская диадема, найденная в погребении высоко в горах, и, скорее всего, принадлежавшая шаману или шаманке.

Диадема состоит из двух ажурных золотых пластин длиной 35 см. и шириной 4,7 см. В растительный орнамент включена многофигурная композиция, украшенная вставками из бирюзы, сердолика, альмандина. В центре диадемы на постаментах, укрепленных на вершинах гор, стоят два повернувшихся друг к другу крылатых коня. За ними расположены звери и люди. Слева – женщина, скачущая на крылатом барсе (пантере или тигре), за ней шествуют олень и олениха. Справа – женщина, сидящая на козле, за ней медведь и снова женщина на горном баране. В центре же между конями помещена женщина, восседающая на крылатом грифоне (или драконе) с львиным туловищем, вытянутой зубастой пастью и рогом на голове. Над всей процессией – изображения четырех летящих гусей-лебедей. Видимо, частью диадемы были золотые листочки и бляхи в виде птиц. Датируется диадема II в. до н.э. – I в. н.э.

Листья на диадеме принадлежат мировому древу жизни – символу плодородия и возрождению жизни, символу женского божества плодородия. Это древо растет на вершине горы в центре мира и связывает четыре стороны света и три сферы мироздания: подземный, куда уходят корни; земной, где живут люди и животные и небесный – обитель богов и птиц.

Изображенные на диадеме гуси-лебеди как бы связывали мир богов с миром людей и подземным миром (небо, землю и воду). Изображения крылатых коней символизировали солнце, которое, по представлениям древних, мчалось по небу в колеснице, запряженной четверкой лошадей.

Лошади стоят на вершинах священных гор или одной двуглавой горы и символизируют жизнь земли.

Сложно объяснить назначение фигур людей на барсе, козле и драконе. Из греческой мифологии, которая благодаря походам Александра Македонского широко распространилась на Востоке, известен культ Диониса – божества умирающей и воскресающей природы. Его изображение в сопровождении пляшущих женщин-менад, а также спутников – тигра (барса), грифона, козла. Сам Дионис мог перевоплощаться во льва, коня, дракона, тигра. Видимо, этот культ дошел и до Семиречья и слился с каким-то местным усуньским божеством, связанным с обновлением природы и жизни. Им мог быть Митра, бог солнца. Распространение таких религиозных представлений происходило и благодаря функционированию Великого шелкового пути.

Бесспорно, дионисийский культ у усуней слился с шаманизмом, в результате шаман в шапке или короне с изображением древа жизни стал рассматриваться как посредник (медиатор) между земным и небесным мирами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Категория: А.Н.Юрьев. Типы и стили речи | Добавил: admin | Теги: назывной план, тезисный план, вопросительный план, типы и стили речи, конспект, план
Просмотров: 5356 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020 При использовании материалов сайта ссылка на ресурс обязательна