Бакалавр
Суббота, 08.08.2020, 15:16
Меню сайта

Категории раздела
Мои файлы [57]
Архивы [147]
А.Н.Юрьев. Типы и стили речи [12]
А.Н.Юрьев. Русский язык для физиков: Хрестоматия [43]
Л.Л. Нелюбин. История науки о языке [80]
В.М.Алпатов. История лингвистических учений [42]
Конституция РК [9]
А.Г.Диденко. Гражданское право [0]
Социология [15]
Толковый словарь русского языка [251]
Финасовый словарь [29]
Новейший философский словарь [244]
Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл.
Алиева М.Б., Юрьев А.Н. Введение в педагогическую профессию [22]
Учебное пособие по специальности бакалавриата 5В011900 – Иностранный язык: два иностранных языка
Юрьев А.Н. Русский язык в таблицах [1]
Русский язык в таблицах
Белая Е. Н. Теория и практика межкультурной коммуникации [50]
Виды письменных студенческих работ [9]
Религоведение [2]
Библия, Библия для детей
Шпаргалки [4]
шпаргалки по всем дисциплинам
Экономика [6]
Учебники по экономике
Медицина [11]
Словари [13]
Психология [10]
Акимова В.И. Русские народные говоры на территории Алматы и области (Хестоматия) [8]
Иностранный язык [1]
Professional English [8]
Программирование [3]
учебные материалы
Китайский язык [5]
Немецкий язык [3]
Русский язык [7]
Латинский язык [8]
Логика [5]

Поиск

Вход на сайт

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


§ 3. Публицистический стиль
23.11.2013, 23:10

Публицистика (лат. publicus – общественный) – род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Публицистика играет важную политическую и идеологическую роль, влияя на деятельность социальных институтов, служа средством общественного воспитания, агитации и пропаганды, способом организации и передачи социальной информации. Публицистика существует в словесной (письменной и устной), графически изобразительной (плакат, карикатура), фото- и кинематографической (документальное кино, телевидение), театрально-драматической, словесно-музыкальных формах. Публицистика нередко проникает в художественные и научные произведения.

Публицистический стиль характерен, прежде всего, для средств массовой информации – газет, радио, телевидения. Он используется также во всех случаях, когда наряду с передачей определенного содержания необходимо воздействовать на читателя или слушателя: внушить ему какие-либо идеи, побудить к той или иной деятельности и т.п.

Сочетанием двух функций языка – информационной и агитационной (побудительной) – и отличается публицистический стиль от научного и официально-делового. Эта отличительная черта обусловливает основное лингвостилистическое свойство публицистических текстов: соединение экспрессивных, стилистически окрашенных средств и средств нейтральных.

Агитационная направленность публицистического стиля находит выражение в использовании экспрессивно-оценочной лексики и фразеологии: труженик, вояж, пособник, злодеяние, работать с огоньком, дать отпор  и т.п., в ориентации на современные значения слов и на новизну метафор, образных сравнений, в простоте и доступности синтаксиса.

Информационная функция воплощается в таких чертах публицистического стиля как подчеркнутая документальная точность сообщаемого (например, в жанре последних известий), официальность, выражающаяся, например, в употреблении научной, официально-деловой и общественно-политической терминологии, в широком использовании аббревиатур (ООН, НИИ, СМИ, ТВ и т.п.).

Можно выделить такие жанры публицистического стиля: информация о последних новостях, доклад на политические, экономические и тому подобные темы, корреспонденция, газетный очерк, репортаж, интервью, спортивный комментарий, выступление на митинге или собрании и некоторые другие.

Повышенный интерес со стороны массового читателя проявляется к информационным материалам газетной публицистики (репортаж, интервью, международное обозрение, очерк и др.), для которых характерна злободневность, актуальность.

Публицистический стиль сочетает две функции: функцию сообщения, информации об определенных социальных явлениях, фактах и функцию воздействия, т.е. открытой оценки изложения проблем, для того чтобы повлиять и на мысли, и на чувства читателей и слушателей, привлечь их к поддержке той или иной позиции, которую занимает и отстаивает автор.

Функция сообщения обусловливает употребление нейтральной, общестилевой лексики, в которой особую роль играет политическая, экономическая лексика. Это связано с тем, что главный интерес публицистики – общественно-политические проблемы: бизнес, биржа, приватизация, разоружение, безопасность. В целом вся лексика литературного языка открыта для публицистики. Главный критерий употребления, выбора речевых средств – общедоступность. Приведем некоторые фрагменты из газет на выше указанные слова: Для бизнеса главное - это равные условия для всех, возможность развиваться самому свободно и влиять на развитие своего региона с пользой для людей и в конечном счёте для себя (ДН, 05.02.1999); Приняты новые нормативные акты, очерченные Президентом пути дальнейшей демократизации открывают более широкий простор для реализации идей консолидации, духовного подъёма народов страны, вовлечение их в рыночные отношения (ОА, 20.02.1999).

Функция воздействия, важнейшая для публицистического стиля, обусловливает острую потребность публицистики в оценочных средствах выражения. И публицистика берет из литературного языка практически все средства, обладающие свойством оценочности (верхушка, делец, воротила, толсётосум): Недавно в Вашингтоне Владимир Гусинский, крупный владелец средств массовой информации, поддерживающий демократов на думских выборах в следующем году, возражал против того, что российские нувориши похитили 66 млд. долларов из страны за последние 4 года (НП, 11.12.1998).

Основные функции публицистики в обществе определяют ее главные черты и способствуют выделению характерных особенностей публицистического стиля: императивности, повышенной эмоциональности, открыто выраженного оценочного отношения к сообщаемому факту, явлению, событию. Суметь убедить читателя или слушателя в важности и справедливости высказанного положения, увлечь может только тот, кто пишет или говорит убежденно и убедительно.

Языковые особенности публицистического стиля

Лексико-фразеологический состав публицистического стиля разнообразен так же, как разнообразен сам круг тем, получивший отражение в публицистике: область идеологии, политики, производства, общественной жизни. Но наибольшую активность и частотность имеет общественно-политическая терминология, связанная с самой важной для публицистики областью идеологии. Концентрация в тексте общественно-политической лексики – стилевая черта публицистического стиля: демократия, избирательная кампания, митинг, прогрессивный, реакционный, политическая партия, политическая демонстрация, забастовка, официальный визит и т.п.: например, Американские политические деятели многого ожидают от предстоящих парламентских выборов, которые и должны стать очередным экзаменом на демократию (ДН, 05.02.1999); ...граждане Республики Казахстан вправе мирно собираться, проводить мирные собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Пользование этим правом может ограничиваться законом в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц (ВА 26.11.97); В Румынии 5 день продолжается забастовка шахтёров... полиция удерживает натиск горняков (Хабар – итоги дня 23.1.99).

Значительную часть лексики публицистического стиля составляют общелитературные слова и различные термины (науки, военного дела, искусства, спорта): и те и другие в соответствующем контексте могут переосмысливаться и приобретать публицистическую окраску: арена политической борьбы, армия безработных, военные круги, дело мира, диалог между странами, дружеская атмосфера, культурные контакты, миролюбивые силы и т.п.

Публицистический стиль изобилует устойчивыми сочетаниями. Они могут быть как нейтральными (уровень жизни, положить конец, вести борьбу, вести переговоры, силы мира), так и эмоционально окрашенными, т.е. придающими определенное оценочное значение (грязная война, бандитское нападение, черная тень и т.п.): Право на пенсионные выплаты за выслугу лет по обновлённому пенсионному законодательству предусмотрено весьма ограниченной категории лиц. Это представители так называемых силовых структур - военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и ГСК (АиФ, № 27, 1997). Бездействие органов власти и высших должностных лиц даёт силовым структурам полную свободу действий (Изв., 22.08.1996); Недавно были обнародованы данные о том, что доля теневого бизнеса в республиканской экономике составляет, по оценкам, 35-50% (ДН, 27.11.1998); В июньский день 1988 года все прильнули к телевизорам. Такого зрелища в советской стране ещё не видели. "Конкурс красоты - тлетворное влияние Запада", говорили одни. "Символ нового времени, свободы и демократии", - с пафосом возражали другие (Антенна, 15-21.06.1998). К визиту главы государства кондитеры изготовили настоящий шедевр - большого снежного барса (К, 07.12.1998).

Публицистический стиль постоянно пополняется за счет специфических словообразовательных средств: увеличивается количество слов с приставками: анти-, контр-, нео-, псевдо-, ультра- (антикоммунизм, антисемитизм, контрагент, контрразведка, неофашизм, псевдодемократ, ультраправый): Кубинцы и отряды МПЛА, превращённые кубинскими, советскими и восточногерманскими инструкторами в регулярную армию, наносят сокрушительное поражение объединённым силам антикоммунистической коалиции (ДН, 15.01.1999); Высокая скорость катера делает его незаменимым в работе таможенников, которые, наконец, получат возможность настигать в море самых дерзких и самых быстроходных контрабандистов (Изв., 05.10.1996);  очень продуктивны слова с суффиксами       -ость, -ств, -ени, интернациональными суффиксами -ци(я), -изация, -ист, -изм, -ант (вандализм, аудиенция, демократизация и т.п.): По словам видного чиновника кремлёвской администрации, пожелавшего остаться неназванным, "есть десятки банков, напрямую спонсирующих КПРФ" (АиФ, 1999, № 3); Приняты новые нормативные акты, очерченные Президентом пути дальнейшей демократизации открывают более широкий простор для реализации идей консолидации, духовного подъёма народов страны, вовлечение их в рыночные отношения (ОА, 20.02.1999); Коммунисты, легко набравшие на прошлых выборах 25% голосов, в настоящее время занимают большинство мест в Государственной Думе (Хабар - итоги дня 21.1.99); Наступивший 1999 год является символическим завершением той революции, которая началась 10 лет назад в момент, когда коммунизм в странах Восточной Европы официально перешёл в историю (ДН, 15.01.1999). В Астане, столице независимого с 1991 года государства, КНБ интересуется огромными состояниями, построенными на руинах коммунизма, которые, как надеется власть, нажиты незаконным путём (НП, 11.12.1998); Среди прибывших в республику только 512 - казахи-репатрианты. Остальные наши бывшие граждане, которые ездили в основном в ближнее зарубежье, чаще всего в Россию, за своей долей (К, 15.01.1999).

На морфологическом уровне публицистический стиль характеризуют формы множественного числа существительных, имеющих собирательное значение, сложные прилагательные, формы страдательных и действительных причастий, императивные формы глаголов, выражающих призыв к совместному действию (массово-политический, культурно-гуманитарный, созданный, фиксируемый, фашиствующий; освобождение... завершили...).

Синтаксис публицистического стиля характеризуется употреблением количественно-именных сочетаний, устойчивых словосочетаний, риторических вопросов и обращений, именных словосочетаний с родительным падежом; предложений, осложненных причастными и деепричастными оборотами, прямой и косвенной речью, вводными словами и конструкциями.

Особый интерес к материалам (содержанию) различных информационных жанров в газете объясняется и тем, что, дополняя друг друга, они в конечном итоге создают правдивую картину нашей действительности и в своих лучших образцах становятся подлинной летописью современности, живой историей, к которой никогда не ослабевает внимание.

Документальность – главная черта, отличающая публицистику от художественной литературы.

Информационные жанры объединяет их главная цель – оперативно сообщить о том или ином факте, событии, явлении нашей жизни.

В указанных жанрах (репортаже, интервью, газетной статье) документальность проявляется в строгом следовании фактам, данным достоверных источников. В этих жанрах всегда приводятся точные данные, конкретные факты, подлинные имена и фамилии, точные цифры.

В информационных жанрах там, где это уместно, используются языковые средства, характерные для публицистического стиля в целом, например, на лексическом уровне: общественно-политическая терминология, слова, обозначающие имена собственные, слова-аббревиатуры; на словообразовательном уровне: слова с суффиксами -ость, -ств(о), -ени(е), интерна-циональными аффиксами -и(я), -ци(я), -изаци(я), -ист, -изм,       -ант; префиксами анти-, контр-, про-, лексикализованными приставками меж-, сверх-, все-, обще-; на морфологическом уровне: формы множественного числа существительных, имеющих собирательное значение, сложные прилагательные; формы страдательных причастий; императивные формы глаголов, выражающие призыв к совместному действию; на синтаксическом уровне: количественно-именные сочетания, устойчивые словосочетания (словесные блоки), именные словосочетания с родительным падежом, предложения, осложненные причастными и деепричастными оборотами, прямая и косвенная речь, риторические вопросы и обращения, вводные слова и конструкции и т.д.

Характерной особенностью публицистического стиля, проявляющейся и в газетно-информационных жанрах, чаще в очерке, репортаже, интервью, заметке, являются оценочные слова или словосочетания с эмоционально-оценочными словами.

Основные жанры газетной публицистики

Репортаж – это рассказ об общественно значимом событии участника или очевидца, рассказ, который раскрывает читателю какую-то новую сторону действительности, обогащает его знания, расширяет представление о жизни, протекающих в ней процессах. Репортаж – наиболее развернутый и эмоциональный жанр среди информационных жанров публицистики.

Для репортажа характерны: документальность, строгое следование фактам с указанием времени и места события; внимание к подробностям события, явления, связанное с тем, что автор репортажа рассказывает о нем как очевидец или участник; использование средств и приемов образного отображения действительности – эпитетов, метафор, сравнений, оценочных слов. Образные стилистические средства помогают показать живой, движущийся фон событий. «Поэтому репортаж похож иногда на фельетон, порой на очерк, корреспонденцию, а то и рассказ, - пишет журналист А.Гудимов. – У репортажа есть, однако, обязательные, присущие только ему черты: «Я был, я видел, я участвовал».

Стилистически это выражается, прежде всего, в функциональной направленности речи на формирование в сознании читателя целостного комплекса конкретно-чувственных представлений о том или ином «кусочке действительности». При этом особую важность приобретают конкретно-образные представления о материальных деталях этого «кусочка действительности», что в первую очередь и отличает репортаж от экспрессивно-публицистического произведения. В последнем скорее дается обобщенный образ авторского восприятия действительности, тогда как в репортаже авторское восприятие является своего рода передаточным механизмом, через который читатель воспринимает образы действительности. Это сближает репортаж с художественной прозой, однако здесь есть и существенные различия. «По сравнению с беллетристикой, – пишет Г.Я.Сол-ганик, – Я репортера-журналиста – не литературная маска, не образ рассказчика, не способ стилизации. Здесь Я пишущего, рассказывающего и автора непосредственно совпадают, что придает повествованию аромат публицистичности, очевидности описываемого, документальности происходящего и описываемого».

Эффективность репортажа зависит и от формы его подачи. Чаще всего мы встречаемся в газетном номере с одним или несколькими репортажами, помещенными на разных полосах. Но иногда они подаются тематической подборкой. Такие репортажи освещают разные стороны одного и того же события.

Как правило, начало репортажа отличается быстрым переходом к действию. Однако репортаж может начинаться с предыстории, если этого требует характер событий.

В концовке репортажа дается краткий вывод. Пространственные рассуждения здесь недопустимы.

Очерк – публицистическое произведение, вкотором изла­гаются реальные события и факты и обычно дается их авторское истолкование.

Очерк не имеет тематических ограничений. Его содержанием могут стать биография человека, историческое событие, природное явление, любой факт общественной жизни и жизни автора. В стро­го документальном очерке изложение, как правило, объективиро­вано, хотя и здесь представлена авторская позиция в виде «образа автора». В публицистических (художественно-публицистических) разновидностях очерка авторское «я» обычно формально выраже­но: автор предстает либо как реальный наблюдатель событий, либо как действующее лицо, «фигурант» очерка.

Характерной чертой очерка, как и многих других публицисти­ческих жанров, является полистилизм, то есть использование сти­листически разнородных языковых средств и разнообразных сти­листических приемов. Как видно из приведенных ниже текстов, источниками полистилизма могут стать нормативно-стилистичес­кая противопоставленность авторской речи и индивидуализирован­ной речи персонажей, включение в речевую ткань публицистичес­кого произведения текстов других стилей, например, официально-делового.

Эссе (от французского essai – проба, опыт, набросок) – жанр философской, литературно-критической, историко-биографи-ческой, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь (основатель жанра – Мишель Монтень; в русской литературе образцы у Ф.М.Достоевского, В.В.Розанова, В.И.Иванова). В зависимости от проблематики эссе подразделяют на философские, исторические, нравственно-психо-логические, литературно-критические и др.

Эссе – это жанр «размышлений» (не случайно данное слово часто приводится в подзаголовках), однако собственно рассужде­ния с подчеркнутой логической аргументацией здесь могут сосед­ствовать с повествованием о каких-либо событиях и описанием ка­ких-либо явлений. Вполне уместны в эссе и выражения эмоцио­нальной оценки, и риторическое усиление речи путем использова­ния тропов и фигур. Типично для этого жанра (как и для публицис­тики вообще) объединение в текстах стилистически разнородных языковых средств. Многие эссе отличаются обширным цитирова­нием, афористичностью определений и характеристик.

Фельетон (франц. feuilleton, от feuille – листок) – литера­турно-публицистическое произведение на злободневную тему, в котором сатирически изображаются негативные явления обще­ственной жизни.

Фельетону как жанру публицистики присущи следующие чер­ты: публицистичность, художественность, сатиричность.

Публицистичность фельетона проявляется в злободневности, актуальности тематики. Публицистичность также выража­ется в том, что автор не просто повествует об отрицательных (с его точки зрения) фактах, но и дает их оценку, чем объясняется широ­кое употребление эмоционально-экспрессивных, оценочных языко­вых средств.

Художественность фельетона, сближающая этот жанр с художественной литературой, связана с типизацией харак­теров и ситуаций, изображением действительности в художествен­ных образах, для чего используются различные средства, в том чис­ле и собственно языковые (прежде всего тропы и фигуры). Художе­ственность фельетона проявляется также в различных способах со­здания образа автора, выражения авторского «я». Автор может быть представлен как повествователь и комментатор событий, как непосредственный наблюдатель происходящего и как ак­тивный участник событий.

Сатиричность фельетона состоит в том, что автор не просто дает оценку негативным явлениям, но и подвергает их ос­меянию. Комическое описание ситуаций и характеров часто сосед­ствует с преувеличением, гротеском, фарсом. В фельетонах широко используются собственно речевые приемы создания комического эффекта: трансформация фразеоло­гизмов, каламбур, стилевой контраст, неожиданные метафоры и сравнения и др.

Интервью беседа журналиста с каким-либо лицом или группой лиц, представляющая общественный интерес и предназначенная для передачи в средствах массовой информации.

Ориентация на общественный интерес заставляет журналис­тов обращаться за интервью, прежде всего, к известным политичес­ким и государственным деятелям, деятелям науки, искусства, спорта. При этом справедливо предполагается, что мнения и оценки авто­ритетного человека обладают значительным воздействующим (персуазивным) эффектом. Среди задач, которые решаются в ходе проведения интервью, можно выделить следующие: 1) получение новой (часто «эксклю­зивной») информации; 2) обсуждение общественно важных проблем, что нередко обретает форму дискуссии между двумя или несколь­кими собеседниками журналиста; 3) «портретирование» – созда­ние объемного образа самого человека, с которым проводится ин­тервью, в том числе за счет демонстрации его индивидуальных ре­чевых особенностей (идиолекта). Классической считается следующая структура интервью: за­чин (представление собеседника, описание ситуации, в которой про­ходит беседа, и т. д.) – основная часть – концовка (вывод, обраще­ние к адресату, «прощание» с собеседником и др.). Основная часть представляет собой диалогическое единство, образуемое следую­щими друг за другом и вытекающими одна из другой репликами.

Заметка – основной информационный жанр газетной публицистики. Назначение заметки – оперативное сообщение новостей, фактов, связанных с событиями, имеющими социально-политическую значимость.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Категория: А.Н.Юрьев. Типы и стили речи | Добавил: admin | Теги: описание, русский язык, публицистический стиль, разговорный стиль, рассуждение, повествование, публицистика
Просмотров: 2962 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020 При использовании материалов сайта ссылка на ресурс обязательна