Бакалавр
Суббота, 08.08.2020, 15:20
Меню сайта

Категории раздела
Мои файлы [57]
Архивы [147]
А.Н.Юрьев. Типы и стили речи [12]
А.Н.Юрьев. Русский язык для физиков: Хрестоматия [43]
Л.Л. Нелюбин. История науки о языке [80]
В.М.Алпатов. История лингвистических учений [42]
Конституция РК [9]
А.Г.Диденко. Гражданское право [0]
Социология [15]
Толковый словарь русского языка [251]
Финасовый словарь [29]
Новейший философский словарь [244]
Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл.
Алиева М.Б., Юрьев А.Н. Введение в педагогическую профессию [22]
Учебное пособие по специальности бакалавриата 5В011900 – Иностранный язык: два иностранных языка
Юрьев А.Н. Русский язык в таблицах [1]
Русский язык в таблицах
Белая Е. Н. Теория и практика межкультурной коммуникации [50]
Виды письменных студенческих работ [9]
Религоведение [2]
Библия, Библия для детей
Шпаргалки [4]
шпаргалки по всем дисциплинам
Экономика [6]
Учебники по экономике
Медицина [11]
Словари [13]
Психология [10]
Акимова В.И. Русские народные говоры на территории Алматы и области (Хестоматия) [8]
Иностранный язык [1]
Professional English [8]
Программирование [3]
учебные материалы
Китайский язык [5]
Немецкий язык [3]
Русский язык [7]
Латинский язык [8]
Логика [5]

Поиск

Вход на сайт

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


§ 2. Повествование
23.11.2013, 22:59

Повествование, наряду с описанием, является одним из типов монологической речи. Г.Я.Солганик в учебном пособии «Стилистика текста» приводит в качестве образца самого краткого повествования в мировой литературе знаменитый рассказ Цезаря, ставший афоризмом: «Пришел, увидел, победил». Он ярко передает самую суть повествования, смысловую и языковую, – это рассказ о том, что произошло, случилось.

Повествование раскрывает тесно связанные между собой события, явления, действия. Чаще всего это действия, объективно происходившие в прошлом. Предложения в повествовательных текстах не описывают действия, а повествуют о них. Поэтому главными языковыми средствами, организующими повество­вание, являются глагольные формы, которые, тесно переплетаясь, создают видовременной рисунок повествования.

В повествовании чаще всего используются глаголы прошедшего времени совершенного вида, которые выражают последовательность действия, смену одного цельного, завершенного действия другим, что как раз характерно для повествования в противоположность описанию, например:

«Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул:

«Купаться!», - и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню». (Л.Толстой. Акула).

Сравним с другим текстом, в котором использовано прошедшее время несовершенного вида: «В тумане то и дело показывались, пролетая, какие-то птички, но я не мог определить, какие это. Птички на лету пищали, но за гулом речи я не мог понять их писка. Они садились вдали от реки на группу стоявших возле деревьев». (М.Пришвин. Времена года).

Глаголы в этом отрывке употреблены в основном в форме прошедшего  времени несовершенного вида, показывают действие в его течении, указывают на длительность. Такое прошедшее широко используют для описаний и характеристик, отнесенных к прошлому; оно не выражает развития событий, их последовательности, что, как отмечено выше, характеризует повествование как тип речи.

В повествование могут быть включены и глаголы настоящего времени, которые, соседствуя с формами прошедшего времени, используются как экспрессивный прием речи. Такое настоящее время употребляется в повествовании о прошлых событиях для придания рассказу живости: слушатели как бы переносятся в прошлое и становятся непосредственными наблюдателями развивающихся событий. Это настоящее время получило название настоящего исторического, или живописного настоящего.

Следует отметить и другие языковые особенности повествования: 1) часто глаголы-сказуемые со значением последовательных действий относятся к одному и тому же лицу, в особенности в официально-деловых текстах: родился, воспитывался, рос, учился, поступил, закончил, стал работать; 2) могут быть использованы обстоятельственные слова, устанавливающие последовательность действий: потом, затем, после того, в конце концов и др.; 3) действие может детализироваться, расчленяться на состав­ные части через различные зависимые слова, указывающие на время и место действия: в прошлом году, в 1987 году, в настоящее время; в Алматы, в университете, на физическом факультете.

Для повествования характерна цепная связь как распространенный способ соединения предложений в частях текста. Основная композиция расширенного повествования предполагает три части, связанные между собой:

1) экспозиция к повествованию (начало события);

2) средняя часть повествования (его развитие);

3) заключение (конец события).

Повествование как тип монологической речи используется во всех функциональных стилях речи:

В официально-деловом стиле речи: 1. Сессия Парламента проходит в форме совместных и раз­дельных заседаний его Палат.

2. Первая сессия Парламента созывается Президентом Респуб­лики Казахстан не позднее тридцати дней со дня опубликования итогов выборов.

3. Очередные сессии Парламента проводятся раз в год, начи­ная с первого рабочего дня сентября и по последний рабочий день июня.

4. Сессия Парламента открывается Президентом Республики и закрывается на совместных заседаниях Сената и Мажилиса. В период между сессиями Парламента Президент Республики по соб­ственной инициативе, по предложению председателей Палат или не менее одной трети от общего числа депутатов Парламента мо­жет созвать внеочередное совместное заседание Палат. На нем могут рассматриваться лишь вопросы, послужившие основанием для его созыва.

5. Совместные и раздельные заседания Палат проводятся при условии присутствия на них не менее двух третей от общего чис­ла депутатов каждой из Палат.

6. Совместные и раздельные заседания Палат являются от­крытыми. В случаях, предусмотренных регламентами, могут про­водиться закрытые заседания. Президент Республики, Премьер-Министр и члены Правительства, Председатель Национального Банка, Генеральный Прокурор, Председатель Комитета нацио­нальной безопасности имеют право присутствовать на любых за­седаниях и быть выслушанными (Статья 59. Конституция Республики Казахстан).

В научном стиле речи: К началу нашей эры под властью Рима находились огромные территории, в том числе и все земли, прилегающие к Средиземному морю. Под властью Рима оказались страны с древней и развитой культурой. Все это культурное разнообразие, угрожающее самой римской идентичности (можно упомянуть, к примеру, многостороннее влияние культуры Греции, так волновавшее римских моралистов), должно было быть преодолено и объединено неким высшим принципом. Таким принципом стала власть, высший носитель которой, император, обожествлялся и являлся объектом поклонения на всей территории империи.

Однако власть была лишь проводником более высокой ценности – закона и права, которые должны быть привнесены в жизнь покоренного народа римским завоеванием. Вряд ли будет преувеличением сказать, что вся система римского права развилась как ответ на «культурную полифонию» включенных в империю народов. Кроме того, Рим всегда уделял большое внимание зримым и осязаемым признакам своего господства, прежде всего в форме архитектуры.

В публицистическом стиле речи: Люди всегда загрязняли окружающую среду. Однако до последнего времени загрязнение не было такой серьезной проблемой. Люди жили в слабозаселенных сельскохозяйственных областях, у них не было загрязняющих природу машин. С развитием перенаселенных промышленных городов, в которых огромные количества отходов выбрасывались на маленькой площади, эта проблема стала гораздо серьезнее. Автомобили и другие новые изобретения делают загрязнение все интенсивнее. В конце 60-х годов люди начали ощущать тревогу в связи с опасностью загрязнения окружающей среды.

Воздух, вода и почва необходимы для существования всех живых существ, однако загрязненный воздух может послужить причиной болезни и даже смерти. Загрязненная вода убивает рыб и других морских животных. На загрязненной почве не могут выращиваться пищевые культуры. Кроме того, загрязнение окружающей среды портит природную красоту нашей планеты.

В разговорном стиле речи:  …Но вот кончилось полугодие. Одиннадцать свободных дней! Первое, что я сделал, – позвонил Кате и пригласил ее в нашу школу на костюмированный бал.

В афише было написано, что бал – антирелигиозный. Но ребята равнодушно отнеслись к этой затее, и только два или три костюма были на антирелигиозные темы. Так, Шура Кочнев, о котором пели:

В двенадцать часов по ночам

Из спальни выходит Кочан, -

оделся ксендзом. И очень удачно! Сутана и  широкополая  шляпа  шли  к  его длинному росту. Он расхаживал с грозным видом и всему ужасался.  Это  было смешно, потому что он хорошо играл. Другие  ребята  просто  волочили  свои рясы по полу и хохотали.

Катя пришла довольно поздно, и я уже чуть было не побежал звонить ей по телефону. Она пришла замерзшая, красная, как бурак, и сразу, еще в раздевалке, побежала к печке, пока я сдавал ее пальто и калоши… (Каверин В.А.).

В художественной речи: В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг... В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей! Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось... он отвел от глаз бинокль, нагнулся и... апчхи!!! Чихнул, как видите. Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицеймейстеры, и иногда даже и тайные советники. Все чихают. Червяков нисколько не сконфузился, утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем? Но тут уж пришлось сконфузиться. Он увидел, что старичок, сидевший впереди него, в первом ряду кресел, старательно вытирал свою лысину и шею перчаткой и бормотал что-то. В старичке Червяков узнал статского генерала Бризжалова, служащего по ведомству путей сообщения… (А.П.Чехов).

Предтекстовые задания:

Задание 1. Слова и словосочетания для произношения: выдающийся, виднейшие ученые-языко­веды, прочитанный очерк, критический анализ, сложные взаимоотношения, вошедшие в науку, старейшие летописные своды, частные характеристики, отечественные синтаксические учения.

Задание 2. Найдите в тексте новые слова и выясните их значение по словарю.

Задание 3. Подберите к существительным язы­ковед, область, отрасль, учение синонимы и составьте с ними предложения.

Алексей Александрович Шахматов (1864 – 1920)

А.А.Шахматов – выдающийся язы­ковед и историк конца XIX – начала XX в. Научные склонности Шахматова проявились очень рано: в 1881 г., семнадцатилетним юношей, он публикует в крупнейшем европейском сла­вистическом журнале свою первую научную статью «К критике древне­русских текстов». В следующем году, будучи гимназистом выпускного клас­са, выступает как неофициальный оппонент на защите диссертации будущим академиком А.И.Соболевским, поразив московскую профессуру глубиной критического анализа.

Став студентом историко-филологи­ческого факультета Московского университета, Шахматов занимается научной деятельностью под руко­водством виднейших ученых-языко­ведов того времени Ф.Ф.Фортуна­това и Ф.Е.Корша. Будучи студентом, А.А.Шахматов пишет «Исследова­ние о языке новгородских грамот XIII и XIV вв.» (издано в 1886 г.), которое до сих пор остается образцом научного описания и публикации древних текстов, критического анали­за их языка с целью выявления осо­бенностей местного диалекта. Весной 1894 г. Совет историко-филологи­ческого факультета Московского уни­верситета при защите диссертации сразу присуждает 29-летнему А. А. Шахматову ученую степень доктора наук. В 1899 г. он становится самым молодым в истории русской филоло­гии академиком.

Научные интересы А.А.Шахма­това были сосредоточены в области истории и диалектологии русского и других славянских языков. Ему принадлежит серия авторитетных исследований по реконструкции древ­нейшей славянской и древнерусской системы звуков и форм, которые были обобщены в фундаментальном «Очер­ке древнейшего периода истории рус­ского языка» (издан в 1915 г. в серии «Энциклопедия славянской филоло­гии») и в «Курсе истории русского языка», прочитанном в 1908–1911 гг. в Петербургском университете.

А.А.Шахматов обосновал в своих реконструкциях древнего языкового состояния необходимость широкого привлечения диалектологических дан­ных, которые после его работ ста­новятся основным источником истори­ческого изучения языка. Именно в све­те диалектологических данных приоб­ретают новое значение показания древних письменных памятников для восстановления особенностей живой древнерусской речи.

Особые заслуги принадлежат А.А.Шахматову в разработке проб­лем происхождения восточнославян­ских народов и их языков, чему он посвятил около двух десятков работ. Первая («К вопросу об образовании русских наречий») была опублико­вана в 1894 г., а последняя (брошю­ра «Древнейшие судьбы русского племени») увидела свет в 1919 г. Им была впер­вые создана стройная и логически строгая концепция, опирающаяся на идею неразрывной связи истории язы­ка с историей говорящего на нем народа.

Хотя частные характеристики и вы­воды А.А.Шахматова в настоящее время не сохраняют своего значения (материал, на который он опирался на рубеже XIX–XX вв., был еще очень скудным), однако основы и принципы построения его концепции остаются актуальными и позволяют на новом материале разрабатывать поставленные А.А.Шахматовым проблемы.

Как историк, А.А.Шахматов осо­бенно много занимался происхожде­нием и составом русских летописей. Ему принадлежит прочно вошедшая в науку концепция русского летопи­сания, раскрывающая сложные взаимоотношения разных редакций и списков дошедших до нас и даже неизвестных (но предсказанных уче­ным и позднее обнаруженных) ле­тописей. Им установлено время создания и источники старейших лето­писных сводов, и в частности «Повести временных летo; – основного ле­тописного сочинения, созданного монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII в. Проблемам летописания посвящен ряд работ уче­ного, среди которых капитальные труды «Разыскания о древнейших русских летописных сводах» (1908) и «Повесть временных лет» (т. 1. Вводная часть. Текст. Примечания, 1916), где воспроизводится вос­становленный текст «Повести» с вы­делением в нем текста «начального» свода (XI в.).

В последний период своей деятель­ности А.А.Шахматов читал в Пе­тербургском университете курс сов­ременного русского литературного языка, а затем отдельно – курс син­таксиса русского языка. По руко­писным материалам эти курсы были изданы посмертно. «Синтаксис рус­ского языка» А.А.Шахматова оказал огромное влияние на последующее развитие отечественных синтаксических учений.

Послетекстовые задания:

Задание 1. Выпишите из текста все глагольные сочетания слов, отражающие основные этапы жизни А.А.Шахматова, и докажите, что текст  относится к повествовательному типу речи.

Задание 2. Установите основные части композиции текста: экспозицию, основную часть, заключение.

Задание 3. Выпишите из текста слова и сочетания слов, указывающие: 1) на время действия; 2) на место действия; 3) на последовательность действия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Категория: А.Н.Юрьев. Типы и стили речи | Добавил: admin | Теги: научный стиль, русский язык, ОДС, Стили речи, повествование, НС, типы речи
Просмотров: 3522 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020 При использовании материалов сайта ссылка на ресурс обязательна