Бакалавр
Суббота, 08.08.2020, 14:33
Меню сайта

Категории раздела
Мои файлы [57]
Архивы [147]
А.Н.Юрьев. Типы и стили речи [12]
А.Н.Юрьев. Русский язык для физиков: Хрестоматия [43]
Л.Л. Нелюбин. История науки о языке [80]
В.М.Алпатов. История лингвистических учений [42]
Конституция РК [9]
А.Г.Диденко. Гражданское право [0]
Социология [15]
Толковый словарь русского языка [251]
Финасовый словарь [29]
Новейший философский словарь [244]
Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл.
Алиева М.Б., Юрьев А.Н. Введение в педагогическую профессию [22]
Учебное пособие по специальности бакалавриата 5В011900 – Иностранный язык: два иностранных языка
Юрьев А.Н. Русский язык в таблицах [1]
Русский язык в таблицах
Белая Е. Н. Теория и практика межкультурной коммуникации [50]
Виды письменных студенческих работ [9]
Религоведение [2]
Библия, Библия для детей
Шпаргалки [4]
шпаргалки по всем дисциплинам
Экономика [6]
Учебники по экономике
Медицина [11]
Словари [13]
Психология [10]
Акимова В.И. Русские народные говоры на территории Алматы и области (Хестоматия) [8]
Иностранный язык [1]
Professional English [8]
Программирование [3]
учебные материалы
Китайский язык [5]
Немецкий язык [3]
Русский язык [7]
Латинский язык [8]
Логика [5]

Поиск

Вход на сайт

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


§ 2. Общая характеристика форм и видов речи
05.09.2013, 21:47

Монолог, монологическая речь (от моно... и греч. logos – слово, речь) – вид речи, совсем или почти не связанной (в отличие от диалогической речи) с речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении. Монологическая речь обладает гораздо большей степенью традиционности при выборе языковых, композиционных и других средств, имеет, как правило, более сложное синтаксическое построение по сравнению с репликами в диалоге. В бытовом общении монологическая речь встречается крайне редко, что дало основание Л.В.Щербе предположить её производность от диалогической (в историческом плане). Основные коммуникативные ситуации её употребления – сфера искусства, ораторское выступление, общение по телевидению и радио, ситуация обучения (речь учителя в классе и т.п.). По своей языковой и структурно-композиционной организации монологическая речь гораздо сложнее, чем другие виды речи; эти её особенности изучает лингвистика текста (проблема сложного синтаксического целого, абзаца и т.п.).

Компонент художественного произведения или самостоятельный жанр, оформляется посредством монологической речи: в драме (спектакле, кинофильме) – высказывание персонажа, обращенное к самому себе или к окружающим, обособленное от реплик других персонажей. Монолог часто используется для выражения лирико-философского, интимного или публицистического излияния героя, его жизненного кредо (знаменитое «Быть или не быть...» шекспировского Гамлета или «Не образумлюсь, виноват...» грибоедовского Чацкого), а также для изложения событий, предшествующих сюжету пьесы или происходящих за сценой.

Для монолога типичны значительные по размеру отрезки текста, состоящие из структурно и содержательно связанных между собой высказываний, имеющих индивидуальную композиционную построенность и относительную смысловую завершенность. Степень и сравнительная пропорциональность проявления этих признаков зависят от жанровой (художественный монолог, ораторская речь, бытовое повествование и др.) и функционально-тематической (повествование, рассуждение, убеждение) принадлежности речевого акта. Внутрижанровые различия (авторская или персонажная речь, научный доклад, агитационные выступления) так же, как и письменное или устное речевое обнаружение, обусловливают стилистические особенности монолога: предпочтительность того или иного синтаксического оформления предложений, способа их текстовой организации, лексического отбора, видов взаимодействия элементов книжной и разговорной речи.

Диалог (от греч. diаlogos – разговор, беседа) – диалогическая речь: 1. Вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), непроизвольностью и малой степенью организованности (незапланированным характером). Диалог противопоставляется монологу.   2. Функциональная разновидность языка, реализующаяся в процессе непосредственного общения между собеседниками и состоящая из последовательного чередования стимулирующих и реагирующих реплик. К основным языковым особенностям диалога относятся: обилие вопросительных и побудительных предложений среди стимулирующих реплик, наличие повторов и переспросов в реагирующих репликах, их синтаксическая неполнота, компенсируемая за счёт предыдущего высказывания.

Особенности художественно обработанной диалогической речи (или диалога) связаны с родом и жанром. В эпической прозе диалог непременно соотнесён с авторской речью, движущей и контролирующей повествование, и нередко сопровождается изобразительным или оценочным авторским комментарием.

В драме диалог – основной способ изображения характеров и развития сюжета. От диалога в прозе он отличается обязательной действенностью, целенаправленно выявляющей конфликтные отношения персонажей, и ориентацией на устное, сценическое воспроизведение. Драматический диалог (наряду с ремаркой) берёт на себя описательные и пояснительные функции авторской речи.

Диалог существует и как самостоятельный литературно-публицистический жанр, развитый уже в античности (философские диалоги Платона, сатирические диалоги Лукиана), а затем в эпоху Реформации и Просвещения («Племянник Рамо» Д.Дидро). В России форму публицистических диалогов использовал В.Г.Белинский.

Письменная речь – речь, предназначенная для изображения и изображённая на бумаге (или какой-либо другой поверхности: пергаменте, бересте, камне, полотне и т. п.) с помощью специальных графических знаков (знаков письменности). Письменная речь – одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Письменная речь является вторичной, более поздней по времени возникновения формой существования языка, чем речь устная.

Использование письменной речи позволяет дольше обдумывать свою речь, строить её постепенно, исправляя и дополняя, что способствует в конечном итоге выработке и применению более сложных синтаксических конструкций, чем это свойственно устной речи, возникновению других её особенностей. Письменная речь не имеет средств звукового и интонационного выделения, что характерно для устной речи. Чтобы передать на письме особенности произнесения, для целей смыслового и логического выделения используются   различные   пунктуационные и шрифтовые средства.

Письменная речь является необходимой для многих стилей литературного языка: научного, официально-делового. Так, заявления, жалобы, меморандумы и т.п. жанры существуют лишь в письменной форме. Художественная литература существует главным образом в форме письменной речи, хотя реализуется и в устной форме (художественное чтение, театральные спектакли, любое чтение вслух). Фольклор, напротив, в качестве первичной имеет устную форму сущест­вования, записи фольклора являются вторичной формой его реализации. Для русского языка первая фиксация письменной речи относится к XI в. (Памятники письменности русского языка X-XVII вв.). Своеобразными памятниками письменности древнерусского языка являются берестяные грамоты. Наиболее ранние берестяные грамоты относятся к 1-й половине XI в. Письменная речь – средство сохранения продуктов человеческой истории и культуры, одно из   средств передачи информации.

Устная  речь – речь,  произносимая,  порождаемая в процессе говорения; основная форма существования   естественных   языков,   противопо­ставленная письменной речи. Устная речь является первичной формой существования языка и единственной формой существования языков, не име­ющих письменности. Кроме того, некоторые виды речи, например, территориальные диалекты, существуют только в форме устной речи. Русский литературный язык имеет две основные формы существования: устную и письменную, причем для разговорного литературного языка устная форма является основной, тогда как книжный язык функционирует и в письменной, и в устной форме (доклад, лекция, выступление на собрании, по радио, телевидению и другие виды массовой коммуникации).

До 60-х гг. XX в. устная форма русской речи изу­чалась лишь на материале территориальных диалектов. В 60 – 90-х гг. активно изучается также устная речь городских жителей. Исследователи выделяют различные виды городской устной речи в зависимости от характера коммуникации (официальная/неофициальная) и вида общения (личное/публичное). Неофициальная устная речь осуществляется толь­ко в сфере личного общения, официальная устная речь – как в сфере личного общения (разговор начальника с подчинённым, беседы лиц на профессиональные темы, разговоры в суде и т.п.), так и в публичной.

Важнейшей отличительной чертой устной речи является ее неподготовленность: устная речь, как правило, творится в ходе беседы. Однако неподготовленность может быть различной. Это может быть речь на неизвестную заранее тему, осуществляемая как импровизация. С другой стороны, это может быть речь на заранее известную тему, обдуманная в тех или иных частях. Устная речь такого рода характерна для официального публичного общения. От устной речи, т.е. речи, порождаемой в процессе говорения, следует отличать речь читаемую или выученную наизусть; для этого вида речи иногда применяют термин «звучащая речь».

Неподготовленный характер устной речи порождает целый ряд ее специфических особенностей: обилие незаконченных синтаксических построений (Ну вообще... созерцание... я могу и для друзей рисовать), самоперебивы (В России ещё много людей, которые хотят..., кото­рые пишут ручкой, а не на компьютере; Каждому художнику, режиссёру, актёру... Для каждого художника вообще аудитория важна; Я ему написала, пишу, чтобы он приезжал скорее), повторы  (Я бы...  я бы...  хотел сказать больше), подхваты (А - Мы тебя приглашаем... Б (подхватывает) – завтра в театр), конструкции с именительным темы (Этот мальчишка/он меня каждое утро будит; Свойство квартирных выставок/оно присуще России). Для устной речи характерны паузы, хезитации (колебания) и употребление десемантизированных слов типа вот, там, ну, так ска­зать, понимаешь, да? и да-а с растяжкой гласной, помогающих говорящему привлечь внимание со­беседника или дающих ему время для обдумывания своей речи. Напр.: Вот такие вот камерные выставки/о н и были в России и в XIX веке, да-а; Яблоки, груши т а м/у каждого ху­дожника есть свои пристрастия, так сказать; С Федей... мм... я встречался во Вла­дивостоке. Мы вот прошли всё побережье...; Он / понимаешь / по-английски не говорит; Ты записывай... (да? Что я говорю). Эти особенности свойственны в первую очередь неофициальной устной речи, но встречаются также нередко и в устной публичной речи.

Внутренняя речь1) планирование и контроль в уме речевых действий. В этом смысле внутренняя речь близка мышлению и может рассматриваться как одна из форм его реализации; 2) внутреннее проговаривание – беззвучная речь «про себя», выполняющая те же функции планирования и контроля и возникающая в определённых ситуациях деятельности (особенно при затруднениях в принятии решений, в условиях помех и т.п.). А.Н.Соколовым были обнаружены скрытые артикуляции – мелкие моторные движения – в про­цессе внутренней речи; 3) один из этапов внутреннего програм­мирования как фазы порождения речевого высказывания (то же, что планирование, замысел). Этот вид внутренней речи соотносится, прежде всего, с общением, тогда как первые два – с мышлением. Теория фазовой структуры речевого акта была выдвинута Л.С.Выготским (1932) и получила развитие в психолингвистике. Согласно этой теории, порождение речи состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов: интенции, мотива, внутреннего программирования и реализации. Внутренняя речь является средством представления семантической схемы высказывания.

Внутренняя речь, как внутреннее проговаривание, отличается от остальных видов внутренней речи по употребляемым средствам. При внутреннем проговаривании использу­ется естественный язык, в других видах внутренней речи – определенным образом организованная система предметных значений, независимых от конкретно­го национального языка (универсально-предмет­ный код, по И.Н.Горелову (термин введён Н.И.Жинкиным).

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Охарактеризуйте монологическую и диалогическую речь и их особенности. Приведите примеры.

2. Охарактеризуйте устную и письменную речь и их особенности. Приведите примеры.

3. Охарактеризуйте признаки внутренней речи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Категория: А.Н.Юрьев. Типы и стили речи | Добавил: admin | Теги: русский язык, внутренняя речь, длиалог, письменная речь, форма речи, устная речь, Монолог
Просмотров: 4078 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020 При использовании материалов сайта ссылка на ресурс обязательна