Бакалавр
Среда, 18.09.2019, 08:45
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои файлы [58]
Архивы [138]
А.Н.Юрьев. Типы и стили речи [12]
А.Н.Юрьев. Русский язык для физиков: Хрестоматия [43]
Л.Л. Нелюбин. История науки о языке [80]
В.М.Алпатов. История лингвистических учений [42]
Конституция РК [9]
А.Г.Диденко. Гражданское право [0]
Социология [15]
Толковый словарь русского языка [251]
Юрьев А.Н. Идеографический словарь разговорной и просторечной лексики русского языка [38]
А.Н.Юрьев. Толковый словарь разговорной и просторечной лексики русского языка [49]
Финасовый словарь [29]
Новейший философский словарь [244]
Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл.
Алиева М.Б., Юрьев А.Н. Введение в педагогическую профессию [22]
Учебное пособие по специальности бакалавриата 5В011900 – Иностранный язык: два иностранных языка
Юрьев А.Н., Кунапьяева М.С. Русский язык [16]
Юрьев А.Н. Русский язык в таблицах [1]
Русский язык в таблицах
А.Н.Юрьев. Русский язык для программистов [41]
Белая Е. Н. Теория и практика межкультурной коммуникации [50]
Виды письменных студенческих работ [8]
Религоведение [2]
Библия, Библия для детей
Шпаргалки [4]
шпаргалки по всем дисциплинам
Экономика [6]
Учебники по экономике
Медицина [11]
Психология [10]
Иностранный язык [1]
Программирование [3]
учебные материалы

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Мои файлы

Замалеев А.Ф. Русская религиозная философия: XI–XX вв.
[ Скачать с сервера (1.28 Mb) ] 03.01.2015, 17:51

На сложном фоне развития отечественного любомудрия, сотканного из бесконечного разнообразия идейных течений и мировоззрений, ярким руслом проступает русская религиозная философия, отмеченная печатью самобытности и универсализма.

Её своеобразие характеризуется прежде всего глубокой сращённостью с традицией восточного христианства, православия. Важно подчеркнуть при этом, что православие не сводится к той или иной форме церковности. Православие – это широкое и многоплановое движение христианской мысли, далеко выходящее за рамки официальной догматики и вероучения. Оно исполнено идейных конфронтаций и борьбы мнений, претворяя в этом отношении принцип соборности, т. е. «единства во множестве» (А. С. Хомяков). В рамках православной парадигмы могут равно сосуществовать представители разных духовно-философских тенденций, такие как Соловьёв и Леонтьев, Фёдоров и Толстой и т. д.

Второй момент касается мыслительного аспекта. Даже самое беглое знакомство убеждает, что русская религиозная философия во всём объёме своего содержания представляет собой преимущественно богословскую экзегезу, причём с уклоном в сторону риторического дискурса. Это значит, что она ориентируется не столько на доказательство, рациональное обоснование веры, как это было свойственно католической схоластике, сколько на проповедь, словесное убеждение, которое никогда не оставляет почву богооткровенных писаний. По знаменитой формуле Афанасия Александрийского (IV в.), лучше недоумевать, но верить, нежели не верить по причине недоумения. Поэтому православно-риторическая экзегеза всегда текстоцентрична, тогда как рационально-схоластическая – идеократична; первая нацелена на доставление истины-знания, вторая – на умственный поиск, познание. Не потому ли так равнодушна, так безразлична русская религиозная философия к проблемам гносеологии, о чём иногда с таким сожалением рассуждают исследователи

Особо следует остановиться на её антропологизме. Бердяев полагал, что православие рассматривает человека исключительно сквозь призму идеи первородного греха. Это действительно так, и апостол Павел даёт чёткое определение греховного состояния: «Не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю…» (Рим. 7, 15, 19). Грех подавляет волю человека, и ему не остаётся ничего другого, как уповать на благодатное спасение Христа.

Русская религиозная философия возвысила человека как существо творческое, продолжающее дело божественного творения. «Я есмь – конечно, есть и Ты!» – так ёмко выразил суть нового воззрения на
человека Гавриил Державин. Оно, разумеется, не требует от человека, чтобы он сравнялся с Богом, но зато побуждает его жить в условиях физического мира «по сознанию в себе образа Божия». Это направление антроподицеи – высшего оправдания человека стало классическим выражением русской религиозной философии, достигшей общемирового значения и признания.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Глава первая. Богословская экзегеза в средневековой Руси
1. Историографическая преамбула
2. Византийская патристика в её отношении к католической схоластике
3. Становление древнерусской экзегезы
а) Иларион Киевский
б) Климент Смолятич
в) Кирилл Туровский
г) Феодосий Печерский
4. Богословско-философская мысль эпохи московской централизации
а) Раскол богословия
б) Нестяжательство
в) Иосифлянство

Глава вторая. Академическое богословие и духовное любомудрие XVIII в.
1. Церковные реформы Петра I и развитие академического богословия
2. Паисий Величковский
3. Тихон Задонский
4. Масонство

Глава третья. Оптина и её философское окружение
1. Старцы Макарий и Амвросий
2. Чаадаев и Гоголь
3. Славянофильство. Киреевский
4. Достоевский
5. Толстой
6. Леонтьев

Глава четвертая. Философия всеединства
1. Духовно-академические истоки
а) Карпов
б) Юркевич
2. Соловьёв
3. Софиология
а) Булгаков
б) Флоренский

Глава пятая. Философская антроподицея
1. От теодицеи к антроподицее
2. Фёдоров
3. Несмелов
4. Бердяев
5. Ухтомский
Заключение
Именной указатель

Категория: Мои файлы | Добавил: admin | Теги: Бог, человек, религиозная философия, достоевский, богословие, Булгаков, Русская религиозная философия
Просмотров: 281 | Загрузок: 24 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2019