Бакалавр
Среда, 18.09.2019, 02:23
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои файлы [58]
Архивы [138]
А.Н.Юрьев. Типы и стили речи [12]
А.Н.Юрьев. Русский язык для физиков: Хрестоматия [43]
Л.Л. Нелюбин. История науки о языке [80]
В.М.Алпатов. История лингвистических учений [42]
Конституция РК [9]
А.Г.Диденко. Гражданское право [0]
Социология [15]
Толковый словарь русского языка [251]
Юрьев А.Н. Идеографический словарь разговорной и просторечной лексики русского языка [38]
А.Н.Юрьев. Толковый словарь разговорной и просторечной лексики русского языка [49]
Финасовый словарь [29]
Новейший философский словарь [244]
Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл.
Алиева М.Б., Юрьев А.Н. Введение в педагогическую профессию [22]
Учебное пособие по специальности бакалавриата 5В011900 – Иностранный язык: два иностранных языка
Юрьев А.Н., Кунапьяева М.С. Русский язык [16]
Юрьев А.Н. Русский язык в таблицах [1]
Русский язык в таблицах
А.Н.Юрьев. Русский язык для программистов [41]
Белая Е. Н. Теория и практика межкультурной коммуникации [50]
Виды письменных студенческих работ [8]
Религоведение [2]
Библия, Библия для детей
Шпаргалки [4]
шпаргалки по всем дисциплинам
Экономика [6]
Учебники по экономике
Медицина [11]
Психология [10]
Иностранный язык [1]
Программирование [3]
учебные материалы

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Социология

Бабосов Е. М. Общая социология
13.12.2014, 17:55

На рубеже XX и XXI веков резко возрос интерес к социоло­гии не только в среде профессионалов-экономистов, философов, правоведов, психологов, но и среди людей других специальностей, интересующихся развитием современного общества, зримые лики которого меняются порой с калейдоскопической быстротой. Нередко к услугам социологов, особенно тех, кто занимается прикладными социологическими разработками, изучением электоральных предпочтений населения или изменениями конъюнктуры рынка, обращаются представители властных структур, предпринимательских кругов, политических движений и партий, отдельные лица, стремящиеся заполучить депутатский мандат. Все это усиливает социальный статус отдельных социологических служб, но захватывает только видимую часть обширного айсберга, который называется социологией. Социология в своей сущности является наукой об особенностях, формах и тенденциях поведения людей в определенных социальных, экономических, политических, социокультурных обстоятельствах их жизнедеятельности, а потому к ней следует относится как к науке, следовательно, изучать ее.

Именно этой цели и служит преподавание социологии в высшей школе, в процессе которого студенты получают представление о том, как и почему развивается общество, происходит форми­рование и развитие личности, как действуют различные социальные институты - государство, культура, образование, религия, как возникает и функционирует власть, как взаимодействуют существующее веками и тысячелетиями цивилизационное и культурное разнообразие народов, стран и эпох со стремительно развивающи­мися в последние четверть века процессами глобализации современного мира. Все это и многие другие проблемы, составляющие объект изучения социологии, должны в доступной и в то же время в систематизированной форме входить в круг знаний, составляющих непременный атрибут современного образованного человека. Поэтому-то они и составляют один из предметов изучения в процессе подготовки студентов всех специальностей во всех вузах Беларуси, России, других стран СНГ, не говоря уже о США, Англии, Германии, где преподавание социологии осуществляется уже около сотни лет.

Существует несколько различных подходов к преподаванию социологии студентам. Наиболее обоснованным представляется тот из них, который в полной мере учитывает многогранность и сложность "многоэтажного" здания социологической науки. Согласно этому подходу ядром социологии является общая социологическая теория, представляющая собой не только разветвленную систему знаний, но и теоретико-методологический каркас описания типовых способов получения новых знаний. Она составляет основу, из которой выводятся теории менее высокого уровня - отраслевые и специальные социологические теории, составляющие предмет не общей, а прикладной социологии. Последняя же получает постоянную "подпитку" из эмпирических социологических исследований, которые одновременно снабжают все новыми и новыми социальными фактами и общую социологию.

В русле такого именно теоретико-методологического подхо­да написана данная книга. Она представляет собой учебное посо­бие по курсу "Общая социология", написанное в соответствии с авторской учебной программой, которая используется автором в практике преподавания на факультете философии и социальных наук Белорусского государственного университета, а также в Белорусской политехнической академии и Академии управления при Президенте Республики Беларусь. При подготовке данной книги к изданию учитывался опыт преподавания автором ряда специальных социологических теорий и изданных им на протяжении последних десяти лет учебных пособий для студентов вузов: "Социология конфликтов" (1991 г), "Социальная экология и экстремальные ситуации" (1993 г), "Основы конфликтологии" (1997 г), "Социология. Часть 1. Общая социологическая теория" (1998 г), "Прикладная социология" (2000 г), "Конфликтология" (2000 г), "Социология управления (2000 г).

Данное учебное пособие ставит своей целью оказать помощь студентам в изучении социологии, а преподавателям - в разработ­ке курсов лекций по данному предмету. Магистральная тема книги - общая социологическая теория, хотя в ней имеется немало выходов и в прикладную социологию, в практику проведения эмпирических социологических исследований.

Одна из отличительных особенностей данной книги состоит в том, что все ее разделы и большинство глав снабжены схемами. Все эти схемы имею не только демонстративно-иллюстрационное значение, что важно для лучшего усвоения учебного материала студентами, но и существенную эвристическую ценность, а это способствует более глубокому проникновению в сущность ил­люстрируемых социальных систем, их структур, событий, делая более явными скрытые в них связи и отношения.

Автор считает своим долгом выразить благодарность членам - корреспондентам Национальной Академии наук Беларуси А.Н. Данилову и И.В. Шабайлову, докторам философских наук А.Н. Елсукову, О.Н. Козловой, Г.Н. Соколовой, докторам социологических наук Р.В. Гребенникову, А.Б. Мискевичу, В.И. Русецкой, профессорам В.А. Мельнику, Е.П. Сапелкину, членам ученого совета Института социологии ПАН Беларуси, работникам кафедры политологии, социологии и социального управления Белорусского государственной политехнической академии, которые своими замечаниями, советами, предложениями помогли усовершенствовать содержание данной работы.

Формат: DOC   Размер 13,1 Mb   СКАЧАТЬ

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие

Раздел первый.   ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ
Глава 1. Объект, предмет и задачи социологии как науки
Глава 2. Структура и методология социологии
Глава 3. Научный статус общей социологии, ее место и роль в системе социологического знания

Раздел второй. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ
Глава 4. Становление социологии как науки: О. Конт, К. Маркс, Г. Спенсер
Глава 5. «Социальные факты» Э. Дюркгейма - основа социологии
Глава 6. «Понимающая» социология М. Вебера
Глава 7. Интегральная социология П. Сорокина
Глава 8. Т. Парсонс и его общая теория действия
и социальных систем
Глава 9. Социологическая теория конфликта
Глава 10. Символический интеракционизм
Глава 11. Социологическая феноменология и этнометодология
Глава 12. Теория общества и саморефернтных систем Н. Лумана
Глава 13. Социологическая концепция структурации по Э. Гидденсу

Раздел третий. ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ
В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ РАССМОТРЕНИИ
Глава 14. Общество как целостная динамичная система
Глава 15. Социальная структура общества и ее динамика
Глава 16. Социально-территориальная структура общества
Глава 17. Этнонациональная структура общества
Глава 18. Социальные организации
Глава 19. Социальные институты
Глава 20. Личность как уникальная социальная система
Глава 21. Социализация личности
Глава 22. Социальный статус и социальные роли личности
Глава 23. Роль культуры в развитии человека и общества

Раздел четвертый. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Глава 24. Социальные изменения
Глава 25. Социальные взаимодействия
Глава 26. Социальные отношения
Глава 27. Социальные коммуникации
Глава 28. Социальное поведение
Глава 29. Социальная деятельность
Глава 30. Социальные движения
Глава 31. Социальный контроль
Глава 32. Социальное управление
Глава 33. Социология глобализации: глобальный социологический
анализ.

Раздел пятый. СТРАТЕГИЯ, ПРОГРАММА И МЕТОДЫ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Глава 34. Стратегия социологического исследования
Глава 35. Программа исследования
Глава 36. Документальное исследование
Глава 37. Социологическое наблюдение
Глава 38. Социологический
Глава 39. Массовый опрос и интервьюирование
Глава 40. Выборочный метод в социологическом исследовании
Глава 41. Анализ и обобщение социологической информации
Заключение

Категория: Социология | Добавил: admin | Теги: Общая социология, социальные процессы, Бабосов Е. М, общество, личность, культура, социология
Просмотров: 1552 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2019