Бакалавр
Понедельник, 10.12.2018, 18:29
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои файлы [58]
Архивы [138]
А.Н.Юрьев. Типы и стили речи [12]
А.Н.Юрьев. Русский язык для физиков: Хрестоматия [43]
Л.Л. Нелюбин. История науки о языке [80]
В.М.Алпатов. История лингвистических учений [42]
Конституция РК [9]
А.Г.Диденко. Гражданское право [0]
Социология [15]
Толковый словарь русского языка [251]
Юрьев А.Н. Идеографический словарь разговорной и просторечной лексики русского языка [38]
А.Н.Юрьев. Толковый словарь разговорной и просторечной лексики русского языка [49]
Финасовый словарь [29]
Новейший философский словарь [244]
Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл.
Алиева М.Б., Юрьев А.Н. Введение в педагогическую профессию [22]
Учебное пособие по специальности бакалавриата 5В011900 – Иностранный язык: два иностранных языка
Юрьев А.Н., Кунапьяева М.С. Русский язык [16]
Юрьев А.Н. Русский язык в таблицах [1]
Русский язык в таблицах
А.Н.Юрьев. Русский язык для программистов [41]
Белая Е. Н. Теория и практика межкультурной коммуникации [50]
Виды письменных студенческих работ [8]
Религоведение [2]
Библия, Библия для детей
Шпаргалки [4]
шпаргалки по всем дисциплинам
Экономика [6]
Учебники по экономике
Медицина [11]
Психология [10]
Иностранный язык [1]
Программирование [3]
учебные материалы

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Архивы

Современный русский язык
01.09.2017, 15:19

Пояснительная записка

Курс современного русского языка является обязательным для всех специальностей филологических факультетов Беларуси. В программе курса освещены все его разделы: фонетика, фонология, орфоэпия, графика, орфография, лексикология, фразеология, лексикография, морфемика, словообразование, морфонология, морфология, синтаксис, изучение которых формирует лингвистическую компетенцию будущих учителей, преподавателей высших учебных заведений, работников культуры, печати, научно-исследовательских институтов.

Цель данного курса – изучение основных явлений современного русского языка, относящихся к разным сторонам языковой системы, и раскрытие их характерных свойств, а также тенденций развития.
Изучение курса современного русского языка должно происходить в тесной связи с такими лингвистическими дисциплинами, как историческая грамматика русского языка, история русского литературного языка, диалектология, стилистика и культура речи, введение в языкознание, общее языкознание.

Список рекомендованной литературы включает наиболее важные работы по каждому разделу курса современного русского языка. Однако указанные источники не являются единственно возможными даже на ближайшую перспективу. Каждый год появляются новые пособия, монографии, статьи, с которыми преподаватель должен знакомить студентов.

ПЛАН ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Название темы

часы

1

Введение. Понятие о современном русском литературном языке.

1

2

Понятие о лексике и лексикологии.

1

3

Лексическое значение слова и понятие.

1

4

Омонимы в русском языке.

1

5

Синонимия и полисемия.

1

6

Антонимы в русском языке.

1

7

Паронимы в русском языке.

1

8

Происхождение лексики современного русского языка.

1

9

Лексика общеупотребительная и ограниченной сферы употребления.

1

10

Стилистическая окраска слова.

1

11

Понятие фразеологического сочетания слов.

1

12

Понятие о фразеологической системе.

1

13

Толковые словари.

1

14

Словари иностранных слов.

1

15

Словари сокращений и словари лингвистических терминов.

1

Итого I семестре

15

Итого за год

15

 

ТЕМА 1. Введение. Понятие о современном русском литературном языке.

Вопросы:

  1. Понятие современного русского языка.
  2. Определение современного русского языка.

Цель лекции: Познакомить студентов с понятием современный русский язык.

Тезисы:

Современный русский язык - это национальный язык русского народа, форма русской национальной культуры. Он представляет собой исторически сложившуюся языковую общность и объединяет всю совокупность языковых средств русского народа, в том числе все русские говоры и наречия, а также различные жаргоны. Высшей формой национального русского языка является русский литературный язык, который имеет ряд признаков, отличающих его от других форм существования языка: обработанность, нормированность, широта общественного функционирования, общеобязательность для всех членов коллектива, разнообразие речевых стилей, используемых в различных сферах общения.
Русский язык входит в группу славянских языков, которые образуют отдельную ветвь в индоевропейской семье языков и делятся на три подгруппы: восточная (языки русский, украинский, белорусский); западная (языки польский, чешский, словацкий, лужицкий); южная (языки болгарский, македонский, сербскохорватский [хорватскосербский], словенский).

Современный русский литературный язык – это язык художественной литературы, науки, печати, радио, телевидения, театра, школы, государственных актов. Важнейшей особенностью его является нормированность, а это означает, что состав словаря литературного языка строго отобран из общей сокровищницы национального языка; значение и употребление слов, произношение, правописание, а также образование грамматических форм подчиняются общепринятому образцу.

СЗ 1. Русский язык как форма выражения национальной культуры и национального самосознания русского народа. Многофункциональность русского языка: русский язык – национальный язык русского народа; русский язык как средство межнационального общения народов России и стран СНГ; русский язык в современном мире.

Задание практического занятия:
Ознакомится с  Введение (Розенталь Д. Э. и др. Современный русский язык. – М., 1999. – 442 с.) и выполнить следующие задания:

Задание 1. Вопросы и задания:

  1. В какую группу индоевропейской языковой семьи (и далее - подгруппу) входит современный русский язык?
  2. В чем заключается нормированность литературного языка?
  3. Какие две формы имеет литературный язык?

Задание 2. Составьте конспект данного параграфа, чтобы ответить на вопросы.

СРС-1.  Многофункциональность русского языка: русский язык – национальный язык русского народа; русский язык как средство межнационального общения народов России и стран СНГ; русский язык в современном мире (Письменная работа. Ответы на вопросы по теме).

СРСП-1. Русский язык как форма выражения национальной культуры и национального самосознания русского народа. Многофункциональность русского языка: русский язык – национальный язык русского народа; русский язык как средство межнационального общения народов России и стран СНГ; русский язык в современном мире (Опрос материала).

 

ТЕМА 2. Понятие о лексике и лексикологии.

Вопросы:

  1. Виды лексикологии.
  2. Понятие лексической системы.

Цель лекции: Познакомить студентов с лексической системой современного русского языка.

Тезисы:

Термин лексика (гр. lexikos - словесный, словарный) служит для обозначения словарного состава языка. Этот термин используется также и в более узких значениях: для определения совокупности слов, употребляемых в той или иной функциональной разновидности языка (книжная лексика), в отдельном произведении (лексика"Слова о полку Игореве"); можно говорить о лексике писателя (лексика Пушкина) и даже одного человека (У докладчика богатая лексика).
Лексикологией (гр. lexis - слово + logos - учение) называется раздел науки о языке, изучающий лексику. Лексикология может быть описательной, или синхронической (гр. syn - вместе + chronos - время), тогда она исследует словарный состав языка в его современном состоянии, и исторической, или диахронической (гр. dia - через + chronos - время), тогда ее предметом является развитие лексики данного языка.
В курсе современного русского языка рассматривается описательная лексикология. Синхроническое изучение лексики предполагает исследование ее как системы взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов в настоящее время.

 

ТЕМА 3. Лексическое значение слова и понятие.

Вопросы:

  1. Лексическое значение слова.
  2. Лексическая семантика.

Цель лекции: Познакомить слушателей с лексическим значением слова.

Тезисы:

Лексическим значением слова называется закрепленная в сознании говорящих соотнесенность звукового комплекса языковой единицы с тем или иным явлением действительности.

Большинство слов называют предметы, их признаки, количество, действия, процессы и выступают как полнозначные, самостоятельные слова, выполняя в языке номинативную функцию (лат. nominatio - называние, наименование). Обладая едиными грамматическими и синтаксическими значениями и функциями, эти слова объединяются в разряды существительных, прилагательных, числительных, глаголов, наречий, слов категории состояния. Лексическое значение у них дополняется грамматическими. Например, слово газета обозначает определенный предмет; лексическое значение указывает, что это - "периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвященное событиям текущей политической и общеетвенной жизи". Существительное газета имеет грамматические значения рода (женский), числа (этот предмет мыслится как один, а не множество) и падежа. Слово читаю называет действие - 'воспринимать написанное, произнося вслух или воспроизводя про себя' и характеризует его как реальное, происходящее в момент речи, совершаемое говорящим (а не другими лицами).

Лексические значения слова, их типы, развитие и изменения изучает лексическая семантика (семасиология) (гр. sЇemasia - обозначение + logos - учение). Грамматические значения слова рассматриваются в грамматике современного русского языка.

СЗ-2-3. Лексикология как учение о лексической системе современного русского языка. Понятие о семантике и семасиологии. Слово как основная номинативная единица языка. Лексическое значение слова. Основные типы лексического значения слова.

Задание практического занятия:
Ознакомится с § 2-6 (Розенталь Д. Э. и др. Современный русский язык. – М., 1999. – 442 с.) и выполнить следующие задания:

Задание 1. Вопросы и задания:

  1. Что называется лексическим значением слова?
  2. Какие слова выполняют в речи номинативную функцию? В чем она состоит?
  3. Что такое прямое и переносное значение слова?

Задание 2. Составьте конспект данного параграфа, чтобы ответить на вопросы.

СРС-2-3. Понятие о семантике и семасиологии. Слово как основная номинативная единица языка. Лексическое значение слова. Основные типы лексического значения слова (Письменная работа. Ответы на вопросы по теме).

СРСП-2-3. Лексикология как учение о лексической системе современного русского языка. Понятие о семантике и семасиологии. Слово как основная номинативная единица языка. Лексическое значение слова. Основные типы лексического значения слова (Опрос материала).

 

ТЕМА 4. Омонимы в русском языке.

Вопросы:

  1. Омонимы русского языка.
  2. Возникновение омонимов.

Цель лекции: Познакомить студентов с омонимами русского языка.

Тезисы:

В лексической системе русского языка есть слова, которые звучат одинаково, но имеют совершенно разные значения. Такие слова называются лексическими омонимами, а звуковое и грамматическое совпадение разных языковых единиц, которые семантически не связаны друг с другом, называется омонимией (гр. homos - одинаковый + onyma - имя). Например, ключ1 – «родник» (студеный ключ) и ключ2 – «металлический стержень особой формы для отпирания и запирания замка» (стальной ключ); лук1 – «растение» (зеленый лук) и лук2 – «оружие для метания стрел» (тугой лук). В отличие от многозначных слов лексические омонимы не обладают предметно-семантической связью, т. е. у них нет общих семантических признаков, по которым можно было бы судить о полисемантизме одного слова.
При неполной (частичной) лексической омонимии совпадение в звучании и написании наблюдается у слов, принадлежащих к одной части речи, не во всех грамматических формах. Например, неполные омонимы: завод1 – «промышленное предприятие» (металлургический завод) и завод2 – «приспособление для приведения в действие механизма» (завод у часов). У второго слова нет форм множественного числа, а у первого есть. У омонимичных глаголов закапывать1 (яму) и закапывать2 (лекарство) совпадают все формы несовершенного вида (закапываю, закапывал, буду закапывать); формы действительных причастий настоящего и прошедшего времени (закапывающий, закапывавший). Но нет совпадения в формах совершенного вида (закопаю - закапаю и т. д.).
Наряду с омонимией обычно рассматривают смежные с ней явления, относящиеся к грамматическому, фонетическому и графическому уровням языка.

СЗ-4. Понятие об омонимах и омонимии. Пути возникновения омонимов. Классификация омонимов. Омонимия и многозначность. Функционально-стилистическая роль омонимии. «Словарь омонимов русского языка» О. С. Ахмановой.

Задание практического занятия:
Ознакомится с § 9-12 (Розенталь Д. Э. и др. Современный русский язык. – М., 1999. – 442 с.) и выполнить следующие задания:

Задание 1. Вопросы и задания:

  1. Какое языковое явление называется омонимией?
  2. В чем отличие полной омонимии от неполной?
  3. Каковы пути возникновения омонимов в языке?
  4. Какова функционально-стилистическая роль омонимичных форм в русском языке?

Задание 2. Составьте конспект данного параграфа, чтобы ответить на вопросы.

СРС-4. Омонимия и многозначность. Функционально-стилистическая роль омонимии. «Словарь омонимов русского языка» О. С. Ахмановой (Письменная работа. Ответы на вопросы по теме).

СРСП-4. Понятие об омонимах и омонимии. Пути возникновения омонимов. Классификация омонимов. Омонимия и многозначность. Функционально-стилистическая роль омонимии. «Словарь омонимов русского языка» О. С. Ахмановой (Опрос материала).

 

ТЕМА 5. Синонимия и полисемия.

Вопросы:

  1. Типы синонимов.
  2. Синонимия и полесимия.

Цель лекции: Познакомить студентов с типоми синонимов.

Тезисы:

Развитие синонимических отношений у многозначного слова происходит, как правило, не по всем его значениям. Это приводит к тому, что многозначные слова обычно входят в разные синонимические ряды. Например, слово близкий в основном значении – «расположенный или происходящий на небольшом расстоянии от кого- или чего-либо» имеет синонимы ближний (ближний лес), недалекий (недалекая прогулка), недальний (недальняя дорога) . Эти же слова могут получать и значение «не отдаленный по времени» (о датах, событиях), сохраняя между собой синонимические отношения. Однако в значении «основанный на общности интересов, взаимной симпатии, доверии» (об отношениях между людьми) слово близкий имеет синонимы тесный, интимный; а в том же значении, но в сочетании с существительным друг синонимично словам задушевный, закадычный. Еще одно значение – «имеющий непосредственное, прямое отношение к кому-либо, тесно связанный с кем-либо личными отношениями» сближает синонимы близкий, свой, свойский, причем свой означает «принадлежащий к той же среде» (свой человек). В этот же синонимический ряд может быть зачислено и слово домашний в значении 'связанный простыми, внеслужебными отношениями'.

Слово близкий включается и в синонимический ряд с доминантой похожий, в котором сближение синонимов происходит на основании их общего значения – «имеющий сходство с чем-либо, подобный по каким-либо свойствам, качествам, признакам» похожий - сходный, схожий, подобный, аналогичный, родственный.
Тесная связь синонимии с полисемией свидетельствует о системном характере отношений между словами.

СЗ-5. Структура синонимического ряда в русском языке. Возникновение синонимов. Синонимия и полисемия. Типы синонимов. Функционально-стилистическая роль синонимов; приемы использования синонимов в художественных и публицистических текстах. Синонимы общеязыковые и окказиональные.

 Задание практического занятия:
Ознакомится с § 13-17 (Розенталь Д. Э. и др. Современный русский язык. – М., 1999. – 442 с.) и выполнить следующие задания:

Задание 1. Вопросы и задания:

  1. Какое языковое явление называется синонимией?
  2. Что такое синонимический ряд?
  3. Какие синонимы называются полными (абсолютными)?
  4. Как проявляются системные связи языка при объединении слов в синонимические ряды?

Задание 2. Составьте конспект данного параграфа, чтобы ответить на вопросы.

СРС-5. Функционально-стилистическая роль синонимов; приемы использования синонимов в художественных и публицистических текстах. Синонимы общеязыковые и окказиональные (Письменная работа. Ответы на вопросы по теме).

СРСП-5. Структура синонимического ряда в русском языке. Возникновение синонимов. Синонимия и полисемия. Типы синонимов. Функционально-стилистическая роль синонимов; приемы использования синонимов в художественных и публицистических текстах. Синонимы общеязыковые и окказиональные (Опрос материала).

 

ТЕМА 6. Антонимы в русском языке.

Вопросы:

  1. Антонимия и полесемия.
  2. Использование антонимов в речи.

Цель лекции: Познакомить студентов с авнтонимами русского языка.

Тезисы:
Антонимы (гр. anti - против + onyma - имя) - это слова, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения: правда - ложь, добрый - злой, говорить - молчать. Антонимы, как правило, относятся к одной части речи и образуют пары.

Современная лексикология рассматривает синонимию и антонимию как крайние, предельные случаи, с одной стороны, взаимозаменяемости, с другой - противопоставленности слов по содержанию. При этом для синонимических отношений характерно семантическое сходство, для антонимических - семантическое различие.

Антонимия в языке представлена уже, чем синонимия: в антонимические отношения вступают лишь слова, соотносительные по какому-либо признаку - качественному, количественному, временному, пространственному и принадлежащие к одной и той же категории объективной действительности как взаимоисключающие понятия: красивый - некрасивый, много - мало, утро - вечер, удалять - приближать. Слова иных значений обычно не имеют антонимов; ср.: дом, мышление, писать, двадцать, Киев, Кавказ. Большинство антонимов характеризуют качества (хороший - плохой, умный - глупый, родной - чужой, густой - редкий и под.); немало и таких, которые указывают на пространственные и временные отношения (большой - маленький, просторный - тесный, высокий - низкий, широкий - узкий; ранний - поздний, день - ночь) ; меньше антонимических пар с количественным значением (многие - немногие; единственный - многочисленный). Встречаются противоположные наименования действий, состояний (плакать - смеяться, радоваться - горевать), но таких немного.

СЗ-6. Понятие о лексических антонимах. Антонимия и полисемия. Антонимы общеязыковые и окказиональные, их стилистические функции. Словари: «Антонимы языка» Л. А. Введенской; «Словарь антонимов русского языка» Н. П. Колесникова под ред. Н. М. Шанского; «Словарь антонимов русского языка» М. Р.  Львова.

Задание практического занятия:
Ознакомится с § 18-21 (Розенталь Д. Э. и др. Современный русский язык. – М., 1999. – 442 с.) и выполнить следующие задания:

Задание 1. Вопросы и задания:

  1. Какое языковое явление называется антонимией?
  2. Как вы понимаете термин "градуальность"?
  3. В чем отличие собственно лексических антонимов от лексико-грамматических?
  4. Каким образом антонимическне отношения отражают системные связи в языке?

Задание 2. Составьте конспект данного параграфа, чтобы ответить на вопросы.

СРС-6. Словари: «Антонимы языка» Л. А. Введенской; «Словарь антонимов русского языка» Н. П. Колесникова под ред. Н. М. Шанского; «Словарь антонимов русского языка» М. Р.  Львова (Письменная работа. Ответы на вопросы по теме).

СРСП-6. Понятие о лексических антонимах. Антонимия и полисемия. Антонимы общеязыковые и окказиональные, их стилистические функции. Словари: «Антонимы языка» Л. А. Введенской; «Словарь антонимов русского языка» Н. П. Колесникова под ред. Н. М. Шанского; «Словарь антонимов русского языка» М. Р.  Львова (Опрос материала).

Содержание  1  2  3

Категория: Архивы | Добавил: admin | Теги: лексика и лексикология, современный русский язык, омонимы, полисемия, антонимы, синонимы, значение слова
Просмотров: 116 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018