Бакалавр
Воскресенье, 25.08.2019, 12:26
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои файлы [58]
Архивы [138]
А.Н.Юрьев. Типы и стили речи [12]
А.Н.Юрьев. Русский язык для физиков: Хрестоматия [43]
Л.Л. Нелюбин. История науки о языке [80]
В.М.Алпатов. История лингвистических учений [42]
Конституция РК [9]
А.Г.Диденко. Гражданское право [0]
Социология [15]
Толковый словарь русского языка [251]
Юрьев А.Н. Идеографический словарь разговорной и просторечной лексики русского языка [38]
А.Н.Юрьев. Толковый словарь разговорной и просторечной лексики русского языка [49]
Финасовый словарь [29]
Новейший философский словарь [244]
Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл.
Алиева М.Б., Юрьев А.Н. Введение в педагогическую профессию [22]
Учебное пособие по специальности бакалавриата 5В011900 – Иностранный язык: два иностранных языка
Юрьев А.Н., Кунапьяева М.С. Русский язык [16]
Юрьев А.Н. Русский язык в таблицах [1]
Русский язык в таблицах
А.Н.Юрьев. Русский язык для программистов [41]
Белая Е. Н. Теория и практика межкультурной коммуникации [50]
Виды письменных студенческих работ [8]
Религоведение [2]
Библия, Библия для детей
Шпаргалки [4]
шпаргалки по всем дисциплинам
Экономика [6]
Учебники по экономике
Медицина [11]
Психология [10]
Иностранный язык [1]
Программирование [3]
учебные материалы

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Архивы

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии
[ Скачать с сервера (4.04 Mb) ] 13.12.2014, 17:47

Предлагаемое вниманию читателя издание «Основ общей психологии» С. Л. Рубинштейна является четвертым по счету. Оно подготовлено учениками С. Л. Рубинштейна по изданию этой книги 1946 г. и трудов С. Л. Рубинштейна 50-х гг., т. е. работ последнего десятилетия его жизни.

Первое издание «Основ общей психологии» (1940) было удостоено Государственной премии и получило высокие оценки в рецензиях Б. Г. Ананьева, Б. М. Теплова, Л. М. Ухтомского, В. И. Вернадского и других. Второе издание (1946) неоднократно обсуждалось советскими психологами, дававшими и позитивные, и критические оценки, однако последние никогда не затрагивали принципов концепции С. Л. Рубинштейна. Острый характер обсуждений этой книги,особенно в конце 40-х гг., был отражением общей негативной обстановки в науке тех лет, о чем подробно говорится в «Послесловии» к данному изданию.

Непреходящую ценность книги С.Л.Рубинштейна составляет не столько ее энциклопедичность (ведь сводка основных психологических знаний рано или поздно устаревает и начинает представлять чисто исторический интерес), сколько предложенная в ней система психологической науки на определенном этапе ее развития. В этой книге представлена целостная система новой психологии, включающая как основные методологические принципы, так и особый способ построения этой науки. Кроме того, в книге учтены достижения мировой психологии и отражен значительный период в развитии советской науки, когда ведущие психологи нашей страны, такие как сам С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев и другие, совместно работали над ключевыми проблемами психологических знаний, например над проблемами деятельности. В книге также были обобщены экспериментальные исследования, построенные на принципе единства сознания и деятельности.

Таким образом, потребность в новом издании книги определяется прежде всего ее научной актуальностью, но то, что она давно стала библиографической редкостью и пользуется неизменно высоким спросом у читателей, также побудило к ее переизданию.

При подготовке данного издания его составители исходили из следующих принципов: 1) акцентировать внимание читателя на концептуальных построениях С.Л. Рубинштейна, 2) проследить развитие его теоретических позиций в работах, написанных после 1946 г. В связи с этим практически по всей книге был сокращен онтогенетический материал — разделы о развитии тех или иных психологических функций, процессов у ребенка (хотя в советской психологии исследования в области детской психологии были в тот период значительны, в настоящем издании по сравнению с предыдущим эта область исследования представлена менее полно). Кроме того, были исключены разделы по истории психологии древнего мира, средневековья и эпохи Возрождения, по патологии памяти, а также фактические данные, приводившиеся автором для полноты изложения темы, поскольку предыдущие издания этой книги выходили как учебное пособие. Были значительно сокращены разделы о познавательных процессах (часть третья), главы, посвященные эмоциям и воле, из части третьей перенесены в часть пятую.

Одновременно были дополнены фрагментами из более поздних работ С.Л. Рубинштейна разделы о предмете психологии, о сознании, мышлении, способностях, личности и др. Такое дополнение текста позволит читателю увидеть внутреннее единство и преемственность в развитии основных методологических принципов концепции С.Л. Рубинштейна, восстановить те взаимосвязи, которые иногда казались разорванными в силу совершенствования и уточнения С.Л. Рубинштейном положений своей концепции на последующих этапах ее разработки. Составители также стремились, чтобы производившаяся редакционная правка никак не затронула аутентичности авторских идей и стиля. Все произведенные сокращения отмечены знаком <...>, введение дополнительных материалов оговорено оответствующими заголовками.

Мы надеемся, что переиздаваемая монография С.Л. Рубинштейна послужит делу дальнейшего развития российской психологической науки, становление которой во многом определялось творчеством этого видного ученого.

Содержание

ОТ С ОСТАВИТЕЛЕЙ
ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ГЛАВА I. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ
Природа психического
Психика и сознание
Психика и деятельность
Психофизическая п роблема
Предмет и задачи психологии как науки
ГЛАВА II. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
Методика и методология
Методы психологии
Наблюдение
Самонаблюдение
Объективное наблюдение
Экспериментальный метод
ГЛАВА III. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
История развития западной психологии
Психология в XVII-XVIII вв. и первой половине XIX в.
Оформление психологии как экспериментальной науки
Кризис методологических основ психологии
История развития психологии в СССР
История русской научной психологии
Советская п сихология
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ГЛАВ IV. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ
Развитие психики и поведения
Основные этапы развития поведения и психики проблема инстинкта, навыка и интеллекта
Инстинкты
Индивидуально-изменчивые формы поведения
Интеллект
Общие выводы
ГЛАВА V. РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ
Поведение низших организмов
Развитие нервной системы у животных
Образ жизни и психика
ГЛАВА VI. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Историческое развитие сознания у человека
Проблема ан тропогенеза
Сознание и мозг
Развитие сознания
Развитие сознания у ребенка
Развитие и обучение
Развитие сознания ребенка
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА VII. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ
Ощущение
Рецепторы
Элементы психофизики
Психофизиологические закономерности
Классификация ощущений
Органические ощущения
Статические ощущения
Кинестетические ощущения
Кожная чувствительность
1. Боль
2 и 3. Температурные ощущения
4. Прикосновение, давление
Осязание
Обонятельные ощущения
Вкусовые ощущения
Слуховые ощущения
Локализация звука
Теория слуха
Восприятие речи и музыки
Зрительные ощущения
Ощущение цвета
Смешение цветов
Психофизиологические закономерности
Теория цветоощущения
Психофизическое действие цветов
Восприятие цвета
Восприятие
Природа восприятия
Константность восприятия
Осмысленность восприятия
Историчность восприятия
Восприятие и направленность личности
Восприятие пространства
Восприятие величины
Восприятие ф ормы
Восприятие движения
Восприятие времени
Глава VIII. ПАМЯТЬ
Память и восприятие
Органические основы памяти
Представления
Ассоциации представлений
Теория памяти
Роль установок в запоминании
Запоминание
Узнавание
Воспроизведение
Реконструкция в в оспроизведении
Воспоминание
Сохранение и забывание
Реминисценция в с охранении
Виды памяти
Уровни памяти
Типы памяти
ГЛАВА IX. ВООБРАЖЕНИЕ
Природа воображения
Виды во ображения
Воображение и творчество
«Техника» воображения
Воображение и личность
ГЛАВА X. МЫШЛЕНИЕ
Природа мы шления
Психология и логика
Психологические теории мышления
Психологическая природа мыслительного процесса
Основные фазы мыслительного процесса
Основные операции как стороны мыслительной деятельности
Понятие и представление
Основные виды мышления
О генетически ранних ступенях мышления
Развитие мышления ребенка
Первые проявления интеллектуальной деятельности ребенка
Первые обобщения ребенка
«Ситуативное» мышление ребенка
Начало активной мыслительной деятельности ребенка
Обобщения у дошкольника и понимание им отношений
Умозаключения ребенка и понимание им причинности
Отличительные особенности ранних форм детского мышления
Развитие мышления ребенка в процессе систематического обучения
Овладение понятиями
Суждения и умозаключения
Развитие теоретического мышления в процессе овладения системой знаний
Теория развития мышления ребенка
ГЛАВА XI. РЕЧЬ
Речь и общение. Функции речи
Различные виды речи
Речь и мышление
Развитие речи у детей
Возникновение и первые этапы развития речи ребенка
Структура речи
Развитие связной речи
Проблема эгоцентрической речи
Развитие письменной речи у ребенка
Развитие выразительной речи
ГЛАВА XII. ВНИМАНИЕ
Теория внимания
Физиологические основы внимания
Основные виды внимания
Основные свойства внимания
Развитие внимания
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА XIII. ДЕЙСТВИЕ
Различные виды действия
Действие и движение
Действие и навык
ГЛАВА XIV. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Задачи и мотивы деятельности
Труд
Психологическая характеристика труда
Труд и зобретателя
Труд ученого
Труд художника
Игра
Природа игры
Теории игры
Развитие игр ребенка
Учение
Природа учения и труд
Учение и познание
Обучение и развитие
Мотивы учения
Освоение системы знаний
ЧАСТЬ ПЯТАЯ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА XV. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Установки и тенденции
Потребности
Интересы
Идеалы
ГЛАВА XVI. СПОСОБНОСТИ
Общая одаренность и специальные способности
Одаренность и уровень способностей
Теории одаренности
Развитие способностей у детей
ГЛАВА XVII. ЭМОЦИИ
Эмоции и потребности
Эмоции и образ жизни
Эмоции и деятельность
Выразительные д вижения
Эмоции и переживания личности
«Ассоциативный» эксперимент
Виды эмоциональных переживаний
Эмоциональные особенности личности
ГЛАВА XVIII. ВОЛЯ
Природа воли
Волевой процесс
Патология и психология воли
Волевые качества личности
ГЛАВА XIX. ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР
Учение о темпераменте
Учение о характере
ГЛАВА XX. САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
Самосознание личности
Жизненный путь личности
ПОСЛЕСЛОВИЕ
ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И СОВРЕМЕННОЕ ЗВУЧАНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ТРУДА С. Л. РУБИНШТЕЙНА
СПИСОК НАУЧНЫХ ТРУДОВ С. Л. РУБИНШТЕЙНА
СПИСОК РАБОТ О С. Л. РУБИНШТЕЙНЕ
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

Категория: Архивы | Добавил: admin | Теги: инстинкты, память, ощущение, восприятие, поведение, психика и сознание, Общая психология
Просмотров: 552 | Загрузок: 48 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2019