Бакалавр
Воскресенье, 25.08.2019, 12:03
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои файлы [58]
Архивы [138]
А.Н.Юрьев. Типы и стили речи [12]
А.Н.Юрьев. Русский язык для физиков: Хрестоматия [43]
Л.Л. Нелюбин. История науки о языке [80]
В.М.Алпатов. История лингвистических учений [42]
Конституция РК [9]
А.Г.Диденко. Гражданское право [0]
Социология [15]
Толковый словарь русского языка [251]
Юрьев А.Н. Идеографический словарь разговорной и просторечной лексики русского языка [38]
А.Н.Юрьев. Толковый словарь разговорной и просторечной лексики русского языка [49]
Финасовый словарь [29]
Новейший философский словарь [244]
Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл.
Алиева М.Б., Юрьев А.Н. Введение в педагогическую профессию [22]
Учебное пособие по специальности бакалавриата 5В011900 – Иностранный язык: два иностранных языка
Юрьев А.Н., Кунапьяева М.С. Русский язык [16]
Юрьев А.Н. Русский язык в таблицах [1]
Русский язык в таблицах
А.Н.Юрьев. Русский язык для программистов [41]
Белая Е. Н. Теория и практика межкультурной коммуникации [50]
Виды письменных студенческих работ [8]
Религоведение [2]
Библия, Библия для детей
Шпаргалки [4]
шпаргалки по всем дисциплинам
Экономика [6]
Учебники по экономике
Медицина [11]
Психология [10]
Иностранный язык [1]
Программирование [3]
учебные материалы

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Архивы

Корнилова Е.Е., Хазагеров Г.Г. Риторика для делового человека
[ Скачать с сервера (482.1 Kb) ] 16.01.2015, 06:35

Сегодня, когда человек чаще имеет дело с информацией, чем с реальными объектами, когда от умения говорить и критически воспринимать сказанное зависит успех в жизни и эта зависимость с каждым днем растет, всеобщий интерес к риторике вполне понятен.

Научить азбуке риторических приемов – это значит дать читателю в руки тот конструктор, из которого он сам будет строить свою речь в разных ситуациях. Суть алфавита в его исчерпанности и обозримости. Мы будем пользоваться образцами, взятыми из современной риторической практики, и предлагать задания, ориентированные на освоение этих образцов.

Итак, мы расшифровали одно слово названия – азбука и не сказали ничего о деловом человеке и о том, какая риторика ему нужна. Но с этого и начинается книга.

Предмет книги не риторика вообще, а риторика для делового человека. Деловой человек, в нашем понимании, – это не только бизнесмен или, скажем, делопроизводитель, это не только профессиональная характеристика человека. Деловой человек – противоположность мечтателя, человека непрактичного. Деловые качества связаны с социальным поведением человека. Деловыми людьми мы являемся тогда» когда в социальных условиях ставим перед собой ясно осознаваемые, практически выполнимые задачи и стараемся разрешить их рациональным, разумным путем. (Так называется целе-рациональное поведение.) В подобных социальных условиях человек действует на работе, в учебе, при установлении деловых контактов, например, в процессе купли или продажи, во время публичных выступлений, презентаций.

В. И. Андреев, автор книги «Деловая риторика. Практический курс для творческого саморазвития делового общения, полемического и ораторского мастерства», определяет деловую риторику как область человеческой культуры, включающей в себя науку, искусство и живую человеческую практику об убедительной и эффективной речи в различных видах (жанрах) делового общения. Но мы говорим не столько о деловой риторике, сколько о риторике делового человека. Поэтому отталкиваемся не от жанров сугубо делового общения, а от определенных установок говорящего или слушающего.

Почему у делового человека должна быть своя собственная риторика? В чем ее специфика? Специфика риторики характеризуется двумя параметрами: социальной сферой и целе-рациональным типом поведения. Социальная сфера предполагает речевые ситуации определенного типа и, соответственно, определенный репертуар речевых жанров, со своими способами аргументации, принципами композиции и словесными приемами. Целе-рациональный тип поведения предполагает заинтересованное отношение к риторике со стороны говорящих и слушающих. Человек готов учиться красноречию, поскольку от этого зависят его социализация, общественный успех, или, как говорят социологи, достижимость в жизни и деятельности.

Риторика учит воздействию на собеседника с помощью слова. Это воздействие рекламы, объявления, приглашающего на работу; статьи, публичного выступления, межличностного профессионального общения и т. д. Следовательно, риторика для делового человека будет полезна своими советами производителю, работодателю, начальнику и подчиненному, общественному деятелю, бизнесмену, лектору, автору газетной статьи, политику, журналисту, педагогу, т. е. всем, кто заинтересован убедить кого-либо в чем- либо в социальной сфере. При этом следует помнить, что воздействие словом далеко не всегда совпадает с убеждением. Есть и другие способы словесного воздействия: принуждение, обман, манипулирование и прочее.

Риторика для делового человека учит не только убедительно говорить, но и защищаться от недоброкачественного словесного воздействия, распознавать случаи скрытого манипулирования или прямого обмана.

Следовательно, риторика для делового человека будет полезна и тем, кто выступает объектом словесного воздействия в социальной сфере, т. е. всем тем, кого убеждают в чем-либо в сфере деловых отношений.

Итак, наша книга ставит перед собой две задачи в формировании умений: целесообразно комбинировать разнообразные средства речевого воздействия и критически их анализировать с точки зрения убедительности. Иначе говоря, это двуединая задача формирования и поддержания высокого уровня взаимопонимания в процессе речевого общения.

В первой главе приведены краткие исторические сведения о риторике, ее расцвете, кризисе и недавнем возрождении, о ее роли в социализации человека. Эти сведения ориентированы на то, чтобы извлечь из них урок о подводных камнях риторики на путях ее изучения. В главу включен специальный параграф с комментированной библиографией литературы по риторике. Но первая глава носит не только ознакомительный характер. Здесь рассказывается также о принципах, по которым разграничиваются убеждение и манипулирование сознанием. Эти мысли затем развиты в других главах. Кроме того, здесь даются первые сведения о риторической аргументации – типах доводов.

Во второй главе представлены языковые средства, которыми располагает риторика. Они систематизированы в соответствии со стратегией риторики – ориентацией на ясность речи и на использование изобразительно-выразительных средств. В этой же главе содержатся сведения о речевых жанрах и трех основных типах красноречия, имеющих собственную стратегию.

Третья глава преследует двоякую цель. Во-первых, помочь читателю извлечь риторический урок из наиболее известных и разработанных коммуникативных жанров, с тем чтобы спользовать его в различных ситуациях. Во-вторых, обратить внимание на то, что рассматриваемые жанры интересны и с точки зрения слушающего, который должен сочувственно, но и критически воспринимать риторическую речь, чтобы не стать жертвой манипулирования.

В четвертой главе сконцентрированы рекомендации по оценке достоверности и полезности ораторской речи. При этом анализируются логические и языковые особенности речи, а также доводы «к человеку» с включением речевых технологий; здесь же сконцентрированы и обобщены рекомендации, обращенные к говорящему. В главу включен материал о национальной специфике аудитории. Множество примеров, расширяя и теоретическую базу, служат для читателя практикумом.

В качестве приложения даны основные «Заповеди» риторики, а также «Словарь риторических терминов».

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Глава 1
Из истории риторики
Уроки расцвета
Уроки кризиса
Уроки возрождения
Риторика для говорящего и риторика для слушающего
Как изучать риторику
Общие работы, дающие представление о риторике
Классики риторики
Курсы общей риторики по темам: убеждение, доводы, манипулирование
Учебник логики
Книга по теории аргументации
Работы, по исследованию тропов и фигур
Работы по истории риторики и красноречия в России
Литература по искусству красноречия
Работы о национальной специфике русской риторики
Убеждение и манипулирование
Арсенал риторики
Аргументация
Минипрактикум
Глава 2
Учение о качествах речи
Виды красноречия
Конец ознакомительного фрагмента.

Категория: Архивы | Добавил: admin | Теги: Культура речи, красноречие, риторика для делового человека, риторика для говорящего, риторика для слушающего, риторика
Просмотров: 841 | Загрузок: 50 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2019