Бакалавр
Воскресенье, 22.04.2018, 05:42
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои файлы [58]
Архивы [138]
А.Н.Юрьев. Типы и стили речи [12]
А.Н.Юрьев. Русский язык для физиков: Хрестоматия [43]
Л.Л. Нелюбин. История науки о языке [80]
В.М.Алпатов. История лингвистических учений [42]
Конституция РК [9]
А.Г.Диденко. Гражданское право [0]
Социология [15]
Толковый словарь русского языка [251]
Юрьев А.Н. Идеографический словарь разговорной и просторечной лексики русского языка [38]
А.Н.Юрьев. Толковый словарь разговорной и просторечной лексики русского языка [49]
Финасовый словарь [29]
Новейший философский словарь [244]
Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл.
Алиева М.Б., Юрьев А.Н. Введение в педагогическую профессию [22]
Учебное пособие по специальности бакалавриата 5В011900 – Иностранный язык: два иностранных языка
Юрьев А.Н., Кунапьяева М.С. Русский язык [16]
Юрьев А.Н. Русский язык в таблицах [1]
Русский язык в таблицах
А.Н.Юрьев. Русский язык для программистов [41]
Белая Е. Н. Теория и практика межкультурной коммуникации [50]
Виды письменных студенческих работ [8]
Религоведение [2]
Библия, Библия для детей
Шпаргалки [4]
шпаргалки по всем дисциплинам
Экономика [6]
Учебники по экономике
Медицина [11]
Психология [10]
Иностранный язык [1]
Программирование [3]
учебные материалы

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Архивы

Орлов С.В. История философии. Краткий курс.
[ Скачать с сервера (1.13Mb) ] 30.01.2014, 16:50

В первом приближении можно сказать: философия — это наиболее общее учение о мире и человеке, теоретическая основа мировоззрения.

С глубокой древности человек поддерживал свое существование только благодаря никогда не прекращавшемуся исследованию, познанию окружающего мира. Познание действительности позволяло преобразовывать природу, чтобы удовлетворять человеческие потребности. Существует закономерность, которую в экономике называют законом возрастания, или возвышения, потребностей: удовлетворение одних потребностей ведет к возникновению других, более сложных и утонченных. В иносказательном, даже карикатурном виде быстрое возрастание человеческих потребностей описано А. С. Пушкиным в «Сказке о рыбаке и рыбке». В своей реальной истории общество не может, как пушкинская старуха, ждать от кого-то всевозможных благ. Оно вынуждено само накапливать знания и использовать их для создания предметов, увеличивающих власть человека над природой. Так, за несколько тысяч лет человечество прошло путь от каменного топора до атомной бомбы, компьютера и космического корабля.

Что включает в себя массив знаний о мире, накопленных обществом за эти тысячелетия? Во-первых, в него входят знания о частных, конкретных свойствах вещей, позволяющие решать многочисленные повседневные задачи: строить дома, выращивать хлеб, белить холсты, изготовлять оружие и т. п. Представители одного из крупных философских направлений — позитивизма — считали, что наука должна только накапливать знания о свойствах вещей, конкретных повседневных делах и описывать простейшие закономерности общества и природы. Однако в истории цивилизации ни один народ не смог ограничиться частными знаниями об обыденных вещах и событиях. Уже в первобытную эпоху возникает второй уровень познания — предпринимаются попытки понять всеобщие закономерности действительности, создать целостное мировоззрение.

Мировоззрение — это система взглядов человека на мир в целом и на свое место в этом мире. Повседневная практика людей с необходимостью вновь и вновь приводила их к выводу: общество не может существовать, ограничиваясь узко практическими, сиюминутными знаниями и навыками — как белить холсты, строить дом или выращивать хлеб. Чтобы осваивать природу, понять смысл и цель своего собственного существования, разумно построить отношения с другими людьми, необходимо решить для себя вопросы об общей природе мира, т. е. вопросы мировоззренческие. Мировоззренческие вопросы по-разному решались в разные эпохи и в разных философских школах, но формулируются они в течение многих веков примерно одинаково: Как возник человек? Как возник окружающий мир, создан ли он богом или существует вечно? По каким законам живет и изменяется общество и природа? Может ли человек понять сущность окружающего мира или она вечно будет скрыта от него? В чем смысл и цель человеческого существования, каково место человека в мире? Какое будущее ожидает человечество и можем ли мы целенаправленно формировать это будущее? Знаменитый французский художник Поль Гоген сформулировал основные мировоззренческие проблемы, стоящие перед человеком, очень кратко: «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?» Великий немецкий философ Иммануил Кант также сводил главные философские и мировоззренческие проблемы к трем узловым вопросам: «Что мы можем знать, что мы должны делать и на что мы можем надеяться?» Более систематизированный, научный вид эти проблемы принимают в рамках так называемого основного вопроса философии, который мы рассмотрим немного позже.

Итак, философия — это теоретическая основа научного мировоззрения, опирающаяся на всю совокупность знаний своей эпохи и дающая ответы на фундаментальные мировоззренческие вопросы о природе мира и человека. В этом смысле великие философы XVIII–XIX вв. Г. В. Ф. Гегель и К. Маркс называли философию квинтэссенцией своей эпохи. Ее можно также определить как науку о наиболее общих законах природы, общества и мышления. Существует, наконец, совсем краткое определение: философия — это наука о всеобщем. В самом деле, каждая частная наука — физика, химия, геология, психология, экономика и т. п.— изучает какой-то свой, ограниченный круг вещей и явлений. Но уже древние мудрецы стали замечать, что существуют некие всеобщие закономерности, действующие везде — и в природе, и в обществе, и в человеческом познании. Эти всеобщие закономерности в их единстве изучаются философией как наукой о всеобщем.

Каждый человек — особенно в современном обществе с его высоким уровнем образования — ставит и решает для себя мировоззренческие вопросы об отношении к религии, целях и смысле своей деятельности, возможностях человеческого познания, принципах отношения человека к природе и к другим людям и т. п. Даже те, кто, казалось бы, игнорируют эти проблемы, не могут остаться в стороне от философии. Один из героев И. С. Тургенева заявлял, что он не придерживается никаких жизненных принципов. На это другой герой ответил: следовательно, в этом — т. е. в попытке не придерживаться никаких принципов — и состоят твои принципы. В самом деле, не придерживаться никаких принципов невозможно, потому что само отрицание всяких принципов, в свою очередь, превращается в жизненный принцип. Точно так же обстоит дело с философией: в основе любой науки, религии, экономической и политической деятельности, повседневного человеческого общения лежит своя система философских, мировоззренческих представлений. Различные философские концепции легли, например, в основу древнегреческого и средневекового искусства, физики И. Ньютона и А. Эйнштейна, теорий эволюции Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина, экономических учений А. Смита, К. Маркса, Д. М. Кейнса, современного американского финансиста Дж. Сороса и других мыслителей. Однако можно придерживаться тех или иных философских взглядов неосознанно, стихийно, инстинктивно, а можно, наоборот, сформулировать их ясно и отчетливо. Изучение истории философии и ее современных течений позволяет понять предысторию, нынешнее состояние и внутренний смысл философских учений, положенных в основу современных научных концепций и методов практической деятельности общества.

В научной литературе, в прессе, в повседневном общении люди часто используют понятия и концепции, возникшие в процессе многовекового развития философской мысли. Это, например, «апории Зенона», понятия «мир идей» у Платона, «атомы» Демокрита, «материя и форма» Аристотеля, «град земной и град небесный» Августина Блаженного, «идолы» Ф. Бэкона, «первичные и вторичные качества» Д. Локка, его же понятие «tabula rasa» («чистая доска»), «мыслю, следовательно существую» (выражение Р. Декарта), «вещь в себе» И. Канта, «мировой дух» Гегеля, «отчуждение» у Гегеля, Маркса и ряда современных философов, понятия атомарных фактов, верификации и фальсификации в неопозитивизме, понятие экзистенции в философии экзистенциалистов и т. п. В нашем курсе истории философии будет обсуждаться весь этот набор представлений и понятий, необходимых для уверенной ориентации в современной науке и культуре.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. Что такое философия и для чего ее изучают?
Глава 1. Главные направления в философии. Основной вопрос философии
Вопросы для повторения к главе 1
Глава 2. Возникновение философии в античном обществе
§ 1. Философия и мировоззрение. Философия и мифология
§ 2. Возникновение древнегреческой философии. Милетская школа
§ 3. Возникновение диалектики. Гераклит Эфесский
§ 4. Возникновение метафизического стиля мышления. Элейская школа
§ 5. Формирование философского материализма. Атомизм Левкиппа, Демокрита и Эпикура
§ 6. Философские предпосылки формирования идеализма. Пифагорейцы, Анаксагор, софисты, Сократ
§ 7. Возникновение идеалистической философии. Платон
§ 8. Философия Аристотеля
§ 9. Основные школы поздней греческой и римской философии
Вопросы для повторения к главе 2
Глава 3. Философия Средних веков и эпохи Возрождения
§ 1. Предпосылки средневековой философии. Неоплатонизм
§ 2. Патристика
§ 3. Схоластика
§ 4. Философия эпохи Возрождения
Вопросы для повторения к главе 3
Глава 4. Европейская философия XVII–XVIII вв.
Вопросы для повторения к главе 4
Глава 5. Классическая немецкая философия XVIII—начала XIX в.
Вопросы для повторения к главе 5
Глава 6. Европейская философия ХIХ–ХХ вв.
§ 1. Рационализм и иррационализм
§ 2. Позитивизм и неопозитивизм. Прагматизм
§ 3. Философия марксизма
§ 4. Иррационалистическое направление в философии. А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, Н. А. Бердяев
Артур Шопенгауэр
Сёрен Кьеркегор
Фридрих Ницше
Николай Александрович Бердяев
§ 5. Фрейдизм и неофрейдизм
§ 6. Экзистенциализм
§ 7. Современная религиозная философия
§ 8. Философская герменевтика
Вопросы для повторения к главе 6
Глава 7. Основные особенности русской философии
Вопросы для повторения к главе 7
Заключение
Литература

Категория: Архивы | Добавил: admin
Просмотров: 534 | Загрузок: 21 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018