Бакалавр
Среда, 18.09.2019, 08:05
Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Пояснительная записка

Предлагаемые методические разработки являются одной из  составных частей учебно-методического комплекса по курсу практического русского языка.
Курс практического русского языка как дисциплина общеобразовательного цик­ла рассчитан на студентов казахских отделений университетов (ба­калавриат).
Программой курса практического русского языка предусматривается изучение языка специальности, который делится на следующие уровни:
1. На уровне базовой достаточности реализуются следующие коммуникативные задачи, представленные темами в рамках концепта «Моя Родина – Казах­стан». При раскрытии тем предполагается овладение студентами 4-м (В2) европейским уровнем. Владение ИЯ на 4-м (В2) уровне озна­чает умение студента понимать информацию на темы личной, обще­ственной, учебной и профессиональной сфер жизни, отмечать вы­деляемые положения в аргументации и в общем плане понимать им­плицируемые и открыто заявляемые положения в тентах и прямых сообщениях: пользоваться языком бегло, грамматически корректно и эффективно в разговоре на личные, общие, профессиональные темы, отмечая связь высказываемых тезисов, общаться без замет­ного сдерживания при попытке выразить себя, выделяя значимость событий, четко выражать свою позицию посредством соответству­ющих рассуждений, описаний и повествования, продуцируя логи­ческий и системно развитый текст с адекватным выделением значи­мых тезисов, необходимых деталей, развивая свои идеи и установки в различных стилях речи.
2. На уровне LSP реализуются следующие коммуникативные задачи, представленные темами в рамках концепта «Моя будущая профессия». При раскрытии тем предполагается обучение профессионально­-ориентированной коммуникации в рамках конкретной специально­сти с использованием русского языка (РЯ) для специальных целей (LSP) и академических целей (LAP): формирование понятийно-терминологического аппарата специальности, расширение информаци­онной базы на материале аутетичных текстов, умения интерпретиро­вать, вести дискуссии, аргументировать, давать оценку полученной информации, извлекать нужную информацию из текстов, составлять тексты основных учебно-научных, научно-профессиональных жан­ров, выступать на профессиональные темы, решать типовые стан­дартные и профессионально-ориентированные задачи с целью овла­дения профессионально-коммуникативных умений.

ПЛАН  ПРАКТИЧЕСКИХ  ЗАНЯТИЙ


Название темы

часы

Вводный курс – 21 ч.

1

Язык и речь. Функции языка. Общая характеристика форм и видов речи.

3

2

Понятие  текста.  Признаки  текста.  Построение текста.  Определение  содержания  текста  по  его заглавию,  первому  и  последнему  предложению.

3

3

Предложения и группы предложений, связанных между собой в тексте. Понятие ССЦ. ССЦ и его признаки.   Выделение   основных    средств   связи предложений. Определение связующих средств в микротекстах, выполнение других грамматических заданий.

3

4

Понятие плана, его типы и формы. Составление вопросного, назывного и тезисного плана. Виды конспектов. Тезисы.

3

5

Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение.

3

6

Рассуждение как функционально-смысловой тип речи. Виды   рассуждения: объяснение, размышление, доказательство.

3

7

РК-1. Типы речи. Анализ текста. Подобрать   текст   (объем   5   стр.). Установить   функционально-смысловые   типы речи, представленные в нем. Обосновать свою точку зрения.

3

Научный стиль речи в профессиональной сфере – 24 ч.

8

Функциональные стили литературного языка (общая характеристика)

3

9

Общее   понятие   о   научном    стиле   речи. Жанры   научного   стиля.   Характерные   черты научного       стиля:       логичность,       точность, обобщенность   и  отвлеченность,   насыщенность терминами.

3

10
11

Языковые особенности научной речи. Лексика    научной    речи: общеупотребительные    слова,    общенаучная    и терминология. Понятие о терминах и дефинициях.

6

12

Морфология научной речи (отглагольные имена существительные, относительные прилагательные, сложные предлоги и т.д.)

3

13

Средства связи в учебно-научном тексте (причинно-следственные и условно-следственные отношения между частями информации; сопоставление и противопоставление частей информации и т.д.).

3

14

Синтаксис научной речи.

3

15

РК-2. Анализ текста. Подобрать текст по специальности    (объем     5     стр.) и составить   простой   план   (в   вопросной, тезисной и назывной формах).

3

Итого I семестр

45

II семестр

Вторичный научный текст: аннотация и реферат – 21 ч.

1-2

Аннотация как основной жанр научной речи в учебно-профессиональной сфере общения. Стандартные языковые средства оформления аннотации.

6

3

Способы введения исходной информации во вторичный текст. Языковые средства введения исходной информации во вторичный текст.

3

4-5-
6

Реферат как основной жанр научной речи в учебно-профессиональной сфере общения. Реферативное описание как основа для создания вторичного текста любого  жанра. Стандартные языковые средства оформления реферата.

9

7

Повторение пройденного материала. Подготовка к рубежному контролю. Проведение рубежного контроля №3

3

Культура профессиональной речи – 24 ч.

8-9

Функциональные стили литературного языка. Общая характеристика функциональных стилей речи

6

10
11

Разговорный стиль. Языковые особенности разговорного стиля. Основные жанры разговорной речи (беседа, разговор, рассказ и т.д.)

6

12
13

Публицистический стиль. Языковые особенности публицистического стиля. Основные жанры газетной публицистики (репортаж, очерк, эссе, фельетон, заметка).

6

14

Официально-деловой стиль. Развитие умений составления деловых бумаг, знание видов и жанров официальных документов

3

15

Рубежный контроль и работа над ошибками.

3

Итого II семестр

45

Итого за год

90

Тема 1. Язык и речь. Функции языка. Общая характеристика форм и видов речи.

Задание 1. Выпишите из текста «Языковая ситуация в Казахстане» незнакомые слова и по словарям определите их значения.
Задание 2. Прочитайте текст  и перескажите его.
Задание 3. Прочитайте словосочетания, выразите их смысл другими словами: официальное признание, статус мировых языков, носитель языка, жизнь внутри нации, глобальные системы коммуникации.
Задание 4. Определите правовые основы функционирования русского языка в Республике Казахстан.
Задание 5. Ответьте на вопросы, используя информацию текста и главы II, III, IV Закона «О языках в Республике Казахстан»:

  1. Могут ли на русском языке разрабатываться и приниматься законодательные акты республики?
  2. Используется ли русский язык при создании и ведении документации в системе государственных органов?
  3. В работе каких государственных органов русский язык используется наравне с государственным языком?
  4. Может ли гражданин РК получить образование на русском языке?

СРС-1. Здоровье и здоровый образ жизни. Подготовить устное выступление на заданную тему.

СПРС-1. Сделать реферату на тему: «Выдающиеся личности Республики Казахстан». Устное сообщение (доклад).

Тема 2. Понятие  текста.  Признаки  текста.  Построение текста.  Определение  содержания  текста  по  его заглавию,  первому  и  последнему  предложению.

Задание 1. Прочитайте текст «Судебный этикет». Выпишите из текста незнакомые слова и по словарям определите их значения.
Задание 2. Определите виды связи между предложениями в текстах. Какой вид связи преобладает в них?
Задание 3. Сделайте полный и краткий конспект текста.

СРС-2. Закон. Права человека и их защита. Подготовить устное выступление на заданную тему.

СПРС-2. Выявление сложного синтаксического целого в научно-популярном тексте (по специализации). Письменная работа.

Тема 3. Предложения и группы предложений, связанных между собой в тексте. Понятие ССЦ. ССЦ и его признаки.   Выделение   основных    средств   связи предложений. Определение связующих средств в микротекстах, выполнение других грамматических заданий.

Задание 1. Выпишите из текста «Законоположение, созданное в Карамоле» незнакомые слова и по словарям определите их значения.
Задание 2. Прочитайте текст  и перескажите его.
Задание 3. Определите виды связи между предложениями в текстах. Какой вид связи преобладает в них?
Задание 4. Сделайте полный и краткий конспект текста.

СРС-3. Природа и человек. Труд, учеба и отдых. Подготовить устное выступление на заданную тему.

СПРС-3. Собеседование на основе вопросов по определению понятия текста. Ответы на вопросы.

Тема 4. Понятие плана, его типы и формы. Составление вопросного, назывного и тезисного плана. Виды конспектов. Тезисы.

Задание 1. Выпишите из текста «Проблемы квалификации коррупционных преступлений» незнакомые слова и по словарям определите их значения.
Задание 2. Прочитайте текст  и перескажите его.
Задание 3. Определите виды связи между предложениями в текстах. Какой вид связи преобладает в них?
Задание 4. Составьте вопросный, тезисный и назывной планы.
Задание 5. Сделайте полный и краткий конспект текста.

СРС-4. Культура и традиции. Праздники и искусство в жизни человека. Подготовить устное выступление на заданную тему.

СПРС-4. К тексту (по специализации) из научно-популярного журнала составить 3 вида плана к нему. Письменная работа.

Тема 5. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение.

Задание 1. Прочитайте текст «Динмухамед Ахмедович Кунаев». Найдите в тексте новые слова и выясните их значение по словарю.
Задание 2. Выпишите из текста все глагольные сочетания слов, отражающие основные этапы жизни Д.А.Кунаева, и докажите, что текст  относится к повествовательному типу речи.
Задание 3. Установите основные части композиции текста: экспозицию, основную часть, заключение.
Задание 4. Выпишите из текста слова и сочетания слов, указывающие: 1) на время действия; 2) на место действия; 3) на последовательность действия.

СРС-5. СМИ. Средства связи и их роль в жизни современного человека. Подготовить устное выступление на заданную тему.

СПРС-5. Составление полного и краткого конспектов текста (по специализации). Письменная работа.

Тема 6. Рассуждение как функционально-смысловой тип речи.   Виды   рассуждения:    объяснение,    размышление, доказательство.

Задание 1. Прочитайте текст. Сформулируйте его тему и дайте заглавие.
Задание 2. Найдите в тексте новые для вас слова и выясните по словарю их значения.
Задание 3. На основе какого функционально-смыслового типа (и его видов) построен текст?
Задание 4. Объясните, какое понимание науки и нравственного долга объединяет передовых ученых всего мира. Сформулируйте, в чем вы видите задачу ученого.
Задание 5. Аргументируйте тезис: Принципы науки, научной этики складывались как сумма всей практики и познания человечества. Составьте конспект текста.
Задание 6. О каком функционально-смысловом типе речи свидетельствует система вопросов и ответов? Какие еще языковые средства, характерные для построения этого типа речи, использованы автором?

СРС-6. Текст по специальности (объем 2 стр.) и определить ССЦ. Определение видов связи в абзаце и в тесте. Выписать элементы цепной  (лексический повтор, местоименная замена, синонимическая  связь  и  замена слова образным выражением), параллельной  связи и присоединения как внутри абзаца, так в тексте. Примеры подтверждать теоретическим материалом.

СПРС-6. Создать описательный текст на заданные темы (описание внешности друга или подруги, описание комнаты в общежитие, описание пейзажа по картинам русских художников. Письменная работа.

РК-1. Типы речи. Анализ текста. Подобрать   текст   (объем   5   стр.). Установить   функционально-смысловые   типы речи, представленные в нем. Обосновать свою точку зрения.

СРС-7. Составление текстов-рассуждений по специальности. На примере текста «Существует ли Дед    Мороз?» составить тесты-рассуждения, опираясь на теоретический   материал   доказать их правильность составления.

СПРС-7.Создать повествовательный текст на заданные темы (интересные случай из жизни и т.д.). Сочинение. Рассказ.

Тема 8. Функциональные стили литературного языка (общая характеристика).

Знакомство со сводными таблицами «Стили речи русского языка»: Официально-деловой стиль, разговорный стиль, Разговорный стиль, Публицистический стиль.

СРС-8. Текст по специальности (объем 5 стр.). Определить средства связи. Выписать средства связи в научном тексте (обобщение, вывод, итог предыдущей информации; порядок перечисления информации; пояснение-иллюстрация, уточнение, выделение частного случая; введение обобщающей информации).
     
СПРС-8. Создать текст рассуждение на заданные темы (Почему я выбрал этот вуз, этот факультет или эту специальность?», «Как мне представляется будущее моей страны и мое место в жизни?», «Что такое любовь?» и т.д.). Сочинение. Рассказ.

Тема 9. Общее   понятие   о   научном    стиле   речи. Жанры   научного   стиля.   Характерные   черты научного       стиля: логичность, точность, обобщенность и  отвлеченность,   насыщенность терминами.

Задание 1. Прочитайте текст «Теория государства и права в системе юридических наук». Докажите, что для него характерны следующие лексико-грамматические особенности научного стиля:
1) терминологическая лексика;
2) лексика с отвлеченным значением;
3) сложные предложения с союзной связью;
4) безличные и неопределенно-личные предложения;
5) настоящее время глагола;
6) производные предлоги.
Задание 2. Докажите, что в тексте присутствуют следующие стилевые черты: точность, логичность, доказательность, отвлеченность, сухость речи.
Задание 3. Составьте план в виде тезисных предложений.
Задание 4. Запишите по плану сокращенный вариант статьи, при этом опустите избыточную информацию.
Задание 5. Выпишите из текста термины. Объясните их значение.
Задание 6. Выделите слова и выражения, указывающие на связь между частями текстов.

СРС-9.  Три пласта лексики в научном тексте. Выписать три пласта  лексики,  характерные для научного  стиля,   распределив следующим образом:
общеупотребительная лексика; общенаучная лексика; терминология.

СПРС-9. Подготовить сообщение на тему: «Ученый – профессия или звание»: рассуждение-размышление. Устное сообщение (доклад)

Тема 10-14. Языковые особенности научной речи. Лексика    научной    речи: общеупотребительные    слова,    общенаучная    и терминология. Понятие о терминах и дефинициях. Морфология научной речи (отглагольные имена существительные, относительные прилагательные, сложные предлоги и т.д.). Средства связи в учебно-научном тексте (причинно-следственные и условно-следственные отношения между частями информации; сопоставление и противопоставление частей информации и т.д.). Синтаксис научной речи.

Задание 1. Прочитайте текст по специальности. Докажите, что для него характерны следующие лексико-грамматические особенности научного стиля:
1) терминологическая лексика;
2) лексика с отвлеченным значением;
3) сложные предложения с союзной связью;
4) безличные и неопределенно-личные предложения;
5) настоящее время глагола;
6) производные предлоги.
Задание 2. Докажите, что в тексте присутствуют следующие стилевые черты: точность, логичность, доказательность, отвлеченность, сухость речи.
Задание 3. Составьте план в виде тезисных предложений.
Задание 4. Запишите по плану сокращенный вариант статьи, при этом опустите избыточную информацию.
Задание 5. Выпишите из текста термины в виде таблицы. Объясните их значение.

Общеупотребительная лексика

Общенаучная лексика

Терминология

 

 

 

Задание 6. Выделите слова и выражения, указывающие на связь между частями текстов.

СРСП-10. Стилевые и жанровые особенности научного стиля. Ответы на вопросы.

СРСП-11. Работа по созданию вторичных текстов на основе трех видов простого плана. Письменная работа.

СРСП-12. Составление разных типов конспектов. Письменная работа.

СРСП-13. Отработка навыков восстановление текста по определенной схеме. Письменная работа.

СРСП-14. Составление лексической таблицы: общеупотребительная лексика, общенаучная лексика и терминология (на материале текста по специализации). Письменная работа.

РК-2. Анализ текста. Подобрать текст по специальности (объем 5 стр.) и составить   простой   план   (в   вопросной, тезисной и назывной формах).

СРСП-15. Составление разных типов конспектов. Письменная работа

II семестр

Тема 1-2. Аннотация как основной жанр научной речи в учебно-профессиональной сфере общения. Стандартные языковые средства оформления аннотации.

Задание 1. Прочитайте текст по специальности. Докажите, что для него характерны следующие лексико-грамматические особенности научного стиля:
1) терминологическая лексика;
2) лексика с отвлеченным значением;
3) сложные предложения с союзной связью;
4) безличные и неопределенно-личные предложения;
5) настоящее время глагола;
6) производные предлоги.
Задание 2. Составьте план в виде тезисных предложений.
Задание 3. Запишите по плану сокращенный вариант статьи, при этом опустите избыточную информацию.
Задание 4. Опираясь на таблицу из учебника с. 150, составьте аннотацию к тексту.

СРС-1. Научная речь и Язык моей специальности. Подготовить устное выступление на заданную тему

СРС-2. Научные достижения ученых нашего университета: учеба и увлечения. Подготовить устное выступление на заданную тему

СРСП-1. Языковой анализ Закона о языке. Особенности лексические, морфологические и синтаксические. Письменная работа.

СРСП-2. Жанры научного стиля: написать аннотацию, план. Письменная работа.

Тема 3. Способы введения исходной информации во вторичный текст. Языковые средства введения исходной информации во вторичный текст.

Задание 1. Прочитайте текст по специальности. Составьте все виды конспектов: вопросно-ответный, текстуальный, свободный, творческий.

СРСП-3. Жанры научного стиля: написать реферат-резюме и реферат-обзор. Письменная работа.

Тема 4-6. Реферат как основной жанр научной речи в учебно-профессиональной сфере общения. Реферативное описание как основа для создания вторичного текста любого  жанра. Стандартные языковые средства оформления реферата.

Задание 1. Прочитайте текст по специальности. Докажите, что для него характерны следующие лексико-грамматические особенности научного стиля:
1) терминологическая лексика;
2) лексика с отвлеченным значением;
3) сложные предложения с союзной связью;
4) безличные и неопределенно-личные предложения;
5) настоящее время глагола;
6) производные предлоги.
Задание 2. Составьте план в виде тезисных предложений.
Задание 3. Запишите по плану сокращенный вариант статьи, при этом опустите избыточную информацию.
Задание 4. Опираясь на таблицу из учебника сс. 159-161, составьте аннотацию к тексту.

СРС-3. Составить аннотацию и реферат-резюме к тексту по специальности. По специализированным текстам составить аннотацию.  Таблицы составления аннотации и реферата-резюме приведены в учебном пособии.

СРСП-4. Выписать из  словаря А.И.Молоткова фразеологические сочетания, связанные с частями тела человека (голова, глаза, нос и т.д.). Работа со словарями

СРСП-5. Подобрать из словаря С.Кенесбаева аналогичные фразеологизмы из казахского языка и провести сопоставительную работу. Работа со словарями

СРСП-6. Основные жанры разговорной речи (беседа, разговор, рассказ и т.д.). Составление микротекстов по данным темам. Рассказ.

РК-3. Повторение пройденного материала. Подготовка к рубежному контролю.

СРСП-7. Основные жанры газетной публицистики (репортаж, очерк). Составление микротекстов по данным темам. Сочинение. Рассказ.

Тема 8-9. Функциональные стили литературного языка. Общая характеристика функциональных стилей речи.

Знакомство со сводными таблицами «Стили речи русского языка»: Официально-деловой стиль, разговорный стиль, Разговорный стиль, Публицистический стиль.

СРСП-8. Основные жанры газетной публицистики (эссе, интервью). Составление микротекстов по данным темам. Сочинение. Рассказ.

СРСП-9. Развитие умений составления деловых бумаг, знание видов и жанров официальных документов. Письменная работа.
Тема 10-11. Разговорный стиль. Языковые особенности разговорного стиля. Основные жанры разговорной речи (беседа, разговор, рассказ и т.д.).

 

Copyright MyCorp © 2019